• В память вечную будет праведник.

    09.02.2011

                          

     22 января исполнился ровно год со дня преставления схиархимандрита Гавриила  (Стародуба). Известный подвижник благочестия, ученик и продолжатель традиций великих Глинских старцев, уже прославленных в лике святых, он был нашим современником. Отец  Гавриил долгие годы окормлялся у схиархимандрита Виталия (Сидоренко), и поэтому стал одним из преемников и продолжателей великого старца. Несмотря на то что местом служения о. Гавриила была Донецкая епархия УПЦ МП, к нему за советом и наставлением обращались люди со всех уголков России, в том числе и духовные чада о.Виталия и Глинских старцев. Многим из нас, священнослужителей Таганрогского благочиния, тоже посчастливилось встретиться с этим необыкновенным наставником. Батюшка часто приезжал  в  Таганрог на лечение, и, когда  позволяли врачи, в доме, где он останавливался,  сразу появлялся живой ручеек из посетителей.  Однако сам батюшка не стремился к «славе человеческой» и строго следил, чтобы никто из его окружения не называл его старцем.  К своему служению он относился как к послушанию, возложенному на него Глинскими старцами,  и часто по своему смирению говорил: «Я самый обыкновенный священник и ничем не обладаю, принимаю людей только из послушания, делаю это только из страха Божия и если не буду этого делать, то согрешу». 

    Его земной путь был не прост. Схиархимандрит Гавриил (в миру Георгий Георгиевич Стародуб) родился 21 марта 1939 года в городе Полтаве. По материнской линии он принадлежал к некогда состоятельному казацкому роду. Однако во время революции его дедушка и бабушка потеряли все имущество и умерли от голода. Мать – Евгения Стародуб – попала в детскую колонию Антона Макаренко. Трудным было детство и самого Георгия. Семья бедствовала. Постоянного места жительства не было. Приходилось переезжать с места на место. В начале 1948 года, спасаясь от голода, вместе с матерью они переехали в Донбасс – на рудники,  в город Катык (ныне Шахтерск). Мама работала откатчицей на рудниках, потом няней в детском саду. В 1955 году Георгий поступил в Артемовское музыкальное училище,  после  окончания которого проработал преподавателем музыки двадцать пять лет. Все эти годы Георгий Георгиевич вел самую настоящую подвижническую жизнь. Скрываясь от безбожной власти, тайно посещал старцев, места их подвигов, нес послушания и стремился во всем им подражать.  Поскольку Георгий Георгиевич обладал тонкой натурой и природной чистотой, в музыке и в красоте окружающей  природы  ему открывалось Божие присутствие. Впоследствии эти качества пригодились ему, когда он стал священником. Особенное чувство такта, простота,  чуткость и внимание к человеку всегда располагали к о.Гавриилу.  

     

    В 1982 году владыка Зиновий (Мажуга) благословил учителя музыки принять тайный монашеский постриг. В то время поступить в монастырь было очень сложно, да и действующих монастырей было очень мало.  12 сентября 1982 года послушник Георгий принял монашество с именем Гавриил (день ангела – 8 апреля). Постриг совершил схиархимандрит Виталий.

    Монах Гавриил не искал священства. Он очень любил свою работу, чувствовал ответственность за своих учеников в музыкальной школе, но старцы видели его дальнейший путь иначе. При встречах владыка Зиновий и о.Виталий стали говорить о священническом призвании отца Гавриила.  

    В  начале 90-х в России снова стали открывать храмы. Священников не хватало. Правящий архиерей – владыка Иоанникий – благословил искать достойных кандидатов для хиротонии. Выбор пал и на Георгия Стародуба, известного как благочестивого христианина, молитвенника. Перед рукоположением состоялась собеседование с правящим архиереем. Владыка сказал: «Все, Георгий Георгиевич. Вы учили детей, теперь будете учить взрослых». Отец Гавриил был поражен: «Что Вы, Владыко, я нигде не учился, я ничего не знаю». – «Бог благословит! А Божия Матерь поможет!» Воспитанный в послушании, монах Гавриил все же принял крест священнического служения.

    21 сентября 1990 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Преосвященнейший Иоанникий, епископ Луганский и Донецкий, рукоположил воспитанника Глинских подвижников в диаконы, а уже на следующий день в священники.  Отец  Гавриил долго смущался, правильно ли он сделал, согласившись стать священником. И только после продолжительной беседы  с духовником окончательно принял пастырское послушание, как путь своего спасения. Утешая смущенного иеромонаха,  отец Виталий  предсказал, что батюшку впоследствии возведут в сан архимандрита.

    За первые два года отцу Гавриилу пришлось сменить восемь приходов. Из города его переводили в село, из села в город. О жизни современного духовенства батюшка знал не понаслышке. Поэтому, когда появилась такая возможность, он регулярно передавал нуждающимся сельским пастырям  деньги и продукты.

    В июне 1992 года по благословению Преосвященнейшего Алипия, епископа Донецкого и Славянского, отец Гавриил был откомандирован на настоятельское служение в Свято-Петро-Павловский храм села Павловки Марьинского района. Здесь он остался навсегда.

    Опуская подробности о трудностях, с которыми столкнулся новый настоятель, о проблемах приходской жизни, скажем лишь об одном: вскоре прихожане стали замечать, что слова, советы и молитвы батюшки имеют особую силу.  За советом и наставлением стали приезжать из окрестных сел и городов, вокруг наставника появилась община - маленький монастырь.

    За советом приходили епископ и бизнесмен, монах и музыкант, ученый и писатель. Попасть к отцу Гавриилу было непросто. Не считая себя старцем и подвижником, он прятался от славы. В то же время отказать нуждающимся батюшка не мог. Подобная осторожность позволяла избежать наплыва праздношатающихся религиозных туристов, искателей чудес и откровений.

    Схиархимандрит Гавриил воплощал истинную христианскую любовь. Каждого принимал  как единственного. В каждом видел ангела. Благодать Божия, выстраданный опыт, уникальное сочетание природной утонченности, с неподдельной простотой позволяло батюшке проникать в сердца людей самого разного возраста, образования, социального статуса. Посещавшие отца Гавриила говорили, что буквально утопали в его любви, возникало чувство, что он вместе с ними переживал их жизнь, и поэтому мог давать наиболее подходящий совет.

      Любовь батюшки была неизбирательной. В этом сердце никому не было тесно. Те, кто были отвержены окружающими, оказались на обочине жизни, легко находили у него понимание и сочувствие. Приходили к отцу Гавриилу одержимые, душевнобольные. Батюшка говорил: «Все их боятся, все их гонят. А если я их прогоню, какой ответ дам Господу?» После такого общения он обычно заболевал сам, а когда становилось легче,   снова принимал болящих.

    В последние годы, батюшка тяжело болел, но  безропотно, со смирением и готовностью  принимал свои болезни, как духовные вериги, как узы Христа. Тяжелый недуг с каждым днем приносил новые  испытания. Боли усиливались. Сложные медицинские процедуры только добавляли страданий. Батюшка слабел на глазах. Но, несмотря на тяжесть болезни,  никто из приходящих  не уходил без слов утешения, а сам отец Гавриил ободрял свое окружение. В это время он старался как можно больше служить и причащаться. Все понимали: подвижник готовится к самому важному моменту в жизни любого человека - предстать перед Всевышним Судией.

    Неоднократно батюшка, как бы вскользь, говорил такую фразу: «Не люблю зиму… Вот умрет человек, а кругом все заметет, ударит сильный мороз. Ни похоронить, ни попрощаться близкие не смогут…». Лишь потом все поймут, что это было предсказание о собственной смерти. Так все и случилось. Сначала батюшке стало хуже, его отвезли в областную больницу. Тогда  все еще думали, что будет очередная операция, а батюшка  даже шутил и всех по обыкновению утешал. Через несколько дней его самочувствие резко ухудшилось, батюшка, видимо, уже знал:  пришёл его час. Врачи предлагали проделать новые процедуры, попробовать новые  лекарства. Но батюшка  не стал ничего говорить, а вместо этого погрузился в безмолвную молитву, как это он обычно делал в сложных ситуациях. Духовные чада  часто видели его в таком состоянии. Прежде чем ответить на какой-нибудь сложный вопрос, отец Гавриил умолкал, как бы погружаясь в себя, но всем в этот момент было понятно, что он пытается заглянуть в такие запредельные духовные сферы, о которых обычный человек и не помышляет. Вот и теперь батюшка словно отгородился от всего внешнего, его душа готовилась к  ВСТРЕЧЕ. Через несколько часов его полное любви и сострадания к людям сердце остановилось…

    Печальная весть облетела духовных чад за считанные минуты. Все хотели попрощаться и прибегнуть в последний раз к своему батюшке. Но не все смогли это сделать. Как и было предсказано, погода словно взбунтовалась. Дороги были закрыты. Снегопад и сильный мороз не пускали в Павловку. Но, несмотря на это, 24 января 2010 года при стечении большого количества прихожан  и  духовенства была отслужена заупокойная литургия с чином погребения по схиархимандриту Гавриилу. Службу возглавлял правящий архиерей Донецкой епархии Высокопреосвященнейший митрополит Илларион, ему сослужили Высокопреосвященнейший Лука, архиепископ Конотопский и Глуховский, наместник монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни, а также викарий Донецкой епархии Преосвященнейший Варнава, епископ Макеевский. Маленький храм не мог вместить всех желающих попрощаться с дорогим батюшкой. Около тысячи человек стояли на улице все это время,  молясь об  упокоении души своего духовного наставника. После погребения владыка Илларион произнес проповедь, в которой вспомнил высокий жизненный путь схиархимандрита Гавриила и выразил надежду, что вскоре молитвы верующих будут обращены не за упокой батюшки, а к нему самому. 

     

    Ровно год спустя, к годовщине памяти схиархимандрита Гавриила  вышла книга, в которую вошли жизнеописание старца, воспоминания о нем, его наставления. У святой могилки, где похоронен подвижник, люди из разных мест постоянно совершают панихиды.

     

    Из поучений

    схиархимандрита Гавриила (Стародуба)

    О благодати Божией

    1. Божественная благодать - это огонь. Человек сможет сгореть в ней, как волосок в пламени свечи. Не смущайтесь, если сразу не получаете благодати. Мы думаем, что сразу должны летать, порхать. Нет, Господь испытывает. Он знает, что нам не полезно. Мы сразу же впадем в прелесть или в высокоумие.

    О страхе Божием и суете

    2. У нас нет страха Божия, нет благоговения. Между нами и Богом - стена. И именно суета препятствует соединению с Богом.
    3. Вот удивительно – при папе и маме стесняемся грешить, а при Боге, Который присутствует везде, не стесняемся. Как это поразительно!

    О познании Бога и знании о Боге

    4. И в храм можно ходить и не познать Господа.
    5. Бесконечность объять невозможно. Тайна сокрыта от человеческих сердец. Бога можно познать только жизнью. Его присутствие чувствуется внутренне.

    О молитве

    6. Нужно молиться к Матери Божией, чтобы творить волю не свою, а Божью.
    7. Нужно молиться ангелу-хранителю, чтобы избавиться от сердечного бесчувствия.
    8. Когда случается сердечная сухость, нет желания молиться, нужно себя принуждать творить Иисусову молитву.
    9. Если не хочется молиться, то походи, подумай, повспоминай о чем-нибудь хорошем. Я часто так делаю. Если можешь, поиграй на музыкальном инструменте. А тогда уже становись на молитву. Или сказать: «Вот я весь пред Тобой. Ты видишь, я не могу молиться».
    10. Юноше, пытавшемуся узнать, как схиархимандрит Виталий учил творить Иисусову молитву, как правильно соединять дыхание со словами, отец Гавриил сказал, что его этому не учили. Молиться следует без всяких техник, в детской простоте. А монахине, обратившейся с подобным вопросом, посоветовал: «Помолись Господу, чтобы Он Сам тебя научил». Что касается Батюшки, то он, несомненно, был делателем Иисусовой молитвы. Во время беседы он не выпускал четок из рук, и каждый ответ был омолитвенным, вымоленным ответом.

    О молчании

    11. Тяжело молиться. Молчание – основа всего.
    12. Чтобы научиться молчанию, необходимо сразу же после сказанного худого (пустого)слова каяться.

    О помыслах

    13. Помыслы открывать, каяться в них, но не пытаться в них разбираться. Разбираться в помыслах – удел совершенных.

    О духовничестве и учительстве

    14. Для того чтобы давать духовный совет, необходимо сердце, очищенное от страстей.
    15. Не имея достаточного опыта для советов, следует учить, опираясь на то, что читал у отцов в книгах. Давать совет не от себя.
    16. Святые говорили не от себя, а Духом Святым, а мы поучаем.

    О духовном пути

    17. Если человек встал на духовный путь, не стоит оглядываться назад.
    18. Святой Павел Таганрогский не был ни священником, ни монахом, а всех превзошел.

     

     

    протоиерей Алексей Лысиков.

    При написании статьи использовались воспоминания духовных чад, а так же изданные ранее материалы о жизни схиархимандрита Гавриила.

    Тэги: СовременостьПубликацииВера и Жизнь

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 24.04.2024 21:59:28, автор -

    Добавить комментарий