• Центр семьи и молодежи

    14.08.2009Иванов И.Е., прихожанин

    В сентябре 2002 года в городе Таганроге по благо­словению архиепископа Ростовского и Ново­черкасского Пантелеймона открылся Православный духов­но-просветительский Центр семьи и молодежи. Руководит центром настоятель Свято-Никольского храма с. Николаев­ка иерей Алексий Лысиков.

    Открыть такой Центр в городе хотели уже давно. Но всегда находилось какое-нибудь препятствие, мешаю­щее этому благому делу - то нет помещения, то не хватает средств. Наконец, городская администрация выделила по­мещение, и уже спустя полгода, которые длился ремонт. Центр начал свою работу. За три с половиной года своего су­ществования он приобрел не только известность в Таганро­ге, но и доброе имя. Он в равной мере привлекает к себе и по­жилых, и молодых, и одиноких, и семейных. Каждому при­ходящему находится и место, и дело. Деятельность Центра можно определить как многоплановую, разностороннюю: он координирует усилия всех желающих послужить в меру сил Богу и людям.

    По данным последних социологических исследова­ний, 80 процентов россиян считают себя православными. Однако надо сознавать, что людей, чья жизнь и поступки определяются христианскими ценностями, намного мень­ше. Большинство же вспоминают о Церкви главным обра­зом тогда, когда в их жизни происходят рождение ребенка, свадьба, похороны близкого человека... Многие века наш на­род жил верой в Бога. Люди впитывали веру с молоком ма­тери и руководствовались ею во всем. Именно благодаря сво­ей глубокой вере наши предки создали великую Россию. Сейчас мир веры для многих стал непознанным, непонят­ным. Чтобы приблизить его к нам, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, как никогда сейчас необходимо духовное просвещение народа.

    Поэтому Православный народный университет, в ко­тором основной курс лекций по Священной истории Нового Завета читает о. Алексий, стал ядром всей жизни Центра. Отец Алексий понимает, как важно толковать слушателям Евангелие на языке им понятном и доступном, уметь связы­вать непреходящие истины слова Божия с тем, что волнует людей именно сегодня, говорить о предметах, имеющих прямое отношение к жизни.

    Но твердое знание основ Православия еще не дает нам полного права называться христианами. Вера без дел мерт­ва - учит Святое Евангелие. Прежде всего деятельное мило­сердие, неравнодушие к страждущим людям могут доказать подлинность нашей веры. Именно такими самоотвержен­ными людьми и было организовано при Центре общество се­стер милосердия. Сами сестры выбрали себе небесную по­кровительницу, чей подвиг веры стал живым примером всем христианам - преподобномученицу великую княгиню Елизавету Федоровну.

    Необходимым условием для желающих стать членами сестричества является потребность и готовность послужить ближним. Сестра милосердия призвана сочетать в себе каче­ства двух святых жен, о которых говорится в Евангелии, и чьи имена - Марфа и Мария - стали символами двух служений Господу: деятельного и созерцательного. Евангель­ское учение о любви к Богу через любовь к ближнему явля­ется сущностью и главным принципом деятельности сестер милосердия.

    Сестры трудятся там, где больше всего в них нужда­ются: хоспис, онкологическая больница, родильный дом и дом ребенка. Сестры милосердия в меру своих сил оказы­вают больным медицинскую помощь и осуществляют сани­тарный уход. Если в сердце есть любовь, то такие нелегкие процедуры, как смена и стирка нательного белья, стрижка, купание, кормление болящих, смена памперсов (порой при отсутствии воды) не только переносятся легче, но и прино­сят удовлетворение.

    В старину говорили, что недужного нужно не лечить, а выхаживать. Не только лекарства и полноценный сани­тарный уход нужны болящему человеку, но и доброе слово, сочувствие, утешение. Не у каждого из больных есть родст­венники. Кроме того, надо учитывать, что родные сами час­то находятся в подавленном, скорбном состоянии и нужда­ются в душевной поддержке. В сестрах милосердия и те и другие находят бескорыстную любовь, участие, готов­ность поделиться душевной теплотой. Ласковое, сердечное слово, букетик цветов, небольшое угощение, любимая кни­га - принимаются с благодарностью.

    В больницах созданы небольшие библиотечки духов­ной литературы. Раз в неделю в онкологической больнице читается акафист святым угодникам - помощникам в бо­лезнях, ежемесячно служатся молебны о здравии. По прось­бе больных сестра милосердия может помочь им подгото­виться к таинствам исповеди и причастия, она же пригласит для этого в больницу священника. Желающим больше уз­нать о православной Церкви и вере сестры предлагают не только беседы или книги. Организованы просмотры ви­деофильмов духовно-нравственного содержания. Общая мо­литва, духовные беседы помогают сестрам и их подопечным по-другому взглянуть на себя, свою жизнь и свою смерть.

     В сестричестве по мере сил ведется патронажная служба. Помогая немощным пожилым одиноким людям в приготовлении пищи, уборке помещения, приобретении лекарств, сестры стараются скрасить их одиночество, согре­вая заботой и теплом своих сердец.

    В качестве материальной помощи для больных хоспи­са сестры и жертвователи шьют ночные сорочки, вывязыва­ют носки; для больных детей-сирот шьют пеленки, ползун­ки, распашонки, чепчики.

    Старшая сестра - Труфанова Т.И., координирующая работу сестричества, - приглашает к сотрудничеству про­фессиональных медицинских работников, преподавате­лей медицинского колледжа. Их усилиями организован постоянно действующий курс «Основы сестринского де­ла». По окончании первого года две из сестер - Ольга и Анна - успешно сдали экзамены и были зачислены в ме­дицинский колледж. Сестры не забывают и о самообразо­вании. К их услугам отдел библиотеки «Православная ме­дицина», журнал «Нескучный сад», посвященный опыту дел милосердия в России.

    Помимо специальной профессиональной подготов­ки, способности к тяжелому физическому труду, от сестер требуются особые качества: милосердие, терпение, смире­ние, готовность к духовному подвигу. Сестра должна со­единять свою деятельность с памятью о том, что ее труд имеет особый духовный смысл, что такое служение и саму сестру должно приблизить к Христу. Внутренней жизнью сестер руководит духовник сестричества - руководитель Центра о. Алексий Лысиков. Он проводит с сестрами кате­хизические занятия, беседы о диаконическом служении, разъясняет сложные духовные проблемы современного общества. Сестры имеют возможность получить от него духовный совет, рекомендацию, как вести себя в той или иной ситуации. Раз в месяц в Центре о. Алексий служит молебны о подопечных сестричества.

    Всем заметна потребность общества в душевной, ду­ховной, религиозной жизни. И кто-то должен не только ска­зать о том, что существуют Бог и Его любовь к нам, что ду­ша человеческая драгоценна в очах Его, но и показать это на деле своим образом жизни. Ведь какое главное отличие сес­тры милосердия от штатной медицинской сестры? Она уха­живает за страждущим не из профессионального, а из чело­веческого долга, из-за потребности проявить сострадание. Двадцать пять сестер и братьев, занятые своей основной ра­ботой, имеющие семьи, при таком же дефиците времени, который испытывает каждый современный человек, не имеют дефицита души и убеждены: чем больше себя отдаешь дру­гим, тем более духовно обогащаешься сам.

    В милосердии нуждаются все. С просьбами о той или иной помощи в Центр обращаются чаще, чем с предложени­ем таковую оказать. Даже для близких людей часто не нахо­дится ни достаточного времени, ни должного внимания. А ведь любовь, милосердие есть в каждом человеке. Надо только с детства помогать ему правильно развить и про­явить эти качества.

    Именно для этого при Центре семьи и молодежи была открыта школа духовного развития имени святых равно­апостольных Кирилла и Мефодия. Здесь мальчики и девоч­ки (8-11 лет) изучают Закон Божий, православную этику, историю Церкви и Отечества, церковно-славянский язык. Но цель школы не только и не столько в том, чтобы предло­жить ребенку необходимые сведения по религиозным дис­циплинам, а, прежде всего, в создании такой воспитатель­ной среды, которая сможет оказать благотворное влияние на духовное развитие личности. Дело в том, что современ­ный ребенок, даже из верующей семьи, чаще всего индиви­дуалист, сосредоточенный на своих прихотях. Здесь же он учится жить не только для себя, но и для других, подчинить свое «хочу» нуждам окружающих. Любой труд здесь - ос­мысленный, это труд ради ближних, желательно - для уте­шения скорбящих. В праздничные дни Рождества Христова,  Пасхи дети стремятся утешить и подбодрить тех, кому особенно больно и трудно. На уроках пения и творческого труда они готовили праздничные концерты. Разучивание песен и стихов, репетиции спектаклей кукольного театра проходили с памятью о тех, ради кого это делалось. Герои пьесы кукольного спектакля - ангелы - напоминают: «Чем сокровища собирать, лучше больным да бедным раздать» и «Доброе сердце знает, как поступить, чтобы Богу уго­дить». И дети, играя спектакль, не просто произносят, но проживают эти слова, делая их своим жизненным прин­ципом. С концертами дети выступили перед пациентами Городской онкологической больницы и отделения хосписа. Дети получили там бесценные уроки заботливого отноше­ния к ближнему, которые всегда были частью духовной тра­диции нашего народа.

    Вместе с воспитанниками школы имени Свв. Кирилла и Мефодия в благотворительных праздничных концертах принимали участие учащиеся хоровой и изобразительной студий Центра семьи и молодежи. Занятия в них проводят преподаватели высшей категории - В.А. Жерновая и Н.И.Мартынова. Любой ребенок от рождения наделен Бо­гом даром творчества, и очень важно раскрыть этот талант. Занятия пением и рисованием в Центре имеют свою специфи­ку. И методика, и тематика занятий направлены на то, что­бы приблизить ребенка к восприятию красоты творения Божия. Всякие творческие занятия приближают человека к Творцу - не случайно слова «Творец» и «творчество» имеют один корень. Если ребенок знает живопись, музыку, поэзию - это служит фундаментом, противостоящим разрушитель­ному действию современного мира, которое направлено на внедрение в культуру народа и создание анти образов. Антиобразы за добро выдают зло, за красоту - уродство. Такие подмены идут постоянно. Детские книги, учебники, мульт­фильмы и кино, компьютерные игры предлагают искажение образов. Детям преподносят как аксиому абстрактное искус­ство, раздробленное видение мира. Но мы можем всем опы­том нашей духовной культуры этому противостоять. Поэтому программы студий придерживаются художественных при­меров искусства, положительного по своей направленности. «Все во славу Божию» - говорили на Руси о всякой красоте, и всякое «благолепие» понималось древнерусским сознанием не иначе, как дыхание Творца, воплощенное в зримой форме. Так пусть и наши дети своим творчеством несут в мир любовь и доброту, еще в детстве сердцем прикоснувшись к прекрас­ному миру православного искусства.

    С апреля 2004 года в Центре семьи и молодежи начал свою деятельность православный паломнический центр, ру­ководителем которого является М.В. Дурнева. За три года было организовано множество поездок: в Задонск и Оптину, в Сергиев Посад и Дивеево, в Псков, Печоры, Изборск, Вырицу, Волоколамск, Тихвин, Шамардино, Серпухов, Харь­ков, Киев, Санкт-Петербург, Санаксары, Святогорск, в По-чаевскую Лавру и на остров Валаам. Одним из важных ас­пектов паломнических поездок является их духовно-просве­тительская составляющая. При посещении святых мест лю­ди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижни­ках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Палом­ничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь ве­ками накапливались книги, иконы, произведения приклад­ного искусства, изделия народных промыслов. Монастыр­ские и храмовые здания являлись главными архитектурны­ми памятниками своей эпохи - особенно до XVIII века. Ин­тересно, что многие монастыри даже в советский период, не­смотря на утрату своего основного предназначения, сохра­няли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность по­знакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремес­ленными традициями России. Но главная цель паломниче­ства - реальное прикосновение к святыням православного мира, стремление увидеть и вдохновиться примерами добро­детельной жизни во Христе, укрепиться в вере и разрешить важные для себя вопросы духовной жизни.

    Большую роль в просветительской деятельности Цент­ра семьи и молодежи играет его библиотека. Презентация библиотеки состоялась весной 2004 года. В ней принимали участие архиепископ Ростовский и Новочеркасский Панте­леймон, благочинный Таганрогского округа протоиерей Александр Клюнков и мэр города Таганрога Н.Д. Федянин. В настоящее время библиотека насчитывает более четырех тысяч экземпляров книг. Тематика представленной литера­туры обширна: Священное Писание и его толкования, Жи­тия святых, богослужебные книги, повествования о монас­тырях, история Церкви и государства, богословские, фило­софские, искусствоведческие труды, энциклопедии и слова­ри, духовно-назидательная литература, сектоведение, пуб­лицистика, художественная литература для детей и взрос­лых. Особое внимание при комплектовании библиотечного фонда уделяется литературе, излагающей взгляды Право­славной Церкви на проблемы семьи, образования и воспита­ния. Книжный фонд дополняют видео- и аудиокассеты, СD и DVD-диски. Начата работа по созданию систематического и алфавитного каталогов. Около семисот человек являются постоянными читателями библиотеки. Среди них не только люди обретшие веру, но и только начинающие интересо­ваться православием, делающие первые шаги на пути к храму, порой имеющие печальный опыт пребывания в сектах.

    Успешно функционирует в Центре и видеозал, насчи­тывающий в своем фонде более 700 кассет и  DVD -дисков ду­ховно-нравственного содержания. Опыт его работы показал, что организация видеозала помогает в решении таких серь­езных задач, как знакомство людей с биографией великих подвижников благочестия, историей Христианства, разоб­лачение лжеучений различных тоталитарных сект.

    В Центре проходят курсы изучения церковнославян­ского языка. Ведет их кандидат филологических наук Шевырина Е.С. Задумывались и открывались они с той целью, чтобы дать возможность православным христианам, имею­щим постоянное общение с этим удивительным языком на богослужениях в храмах, при чтении Псалтыря, молитв, приблизиться в понимании содержания священных текстов к истинным их смыслам. Ведь исконный для Православной Церкви язык, понятный каждому посещающему богослу­жения русскому человеку на протяжении веков, на долгие годы ушел из жизни наших соотечественников, лишь отчас­ти напоминая о себе в произведениях лучших представите­лей русской классической литературы. Таким образом, единственным родным для нас языком стал русский язык, который является лишь небольшой ветвью на могучем ство­ле церковнославянского языка.

    Выдающийся русский педагог А.С. Рачинский гово­рил: «Веками душа народная настроилась, приспособилась к живому восприятию христианского учения - именно в форме славянской речи, к простому и величавому течению ее, к ее мелодии... Исторически выработалось так, что сила мысли и чувства стоит в связи с силой славянской речи».

    Поэтому так важно научиться понимать тексты Свя­щенного Писания, молитв, псалмов, тем самым обретая для себя часть утраченной русской культуры.

    За все время существования Центра семьи и молодежи его деятельность неоднократно привлекала внимание средств массовой информации. Это свидетельствует о жела­нии жителей города приобщиться к православной культуре, традициям. Об этом же говорит и статистика - ежемесячно Центр посещают около двух тысяч человек,

    В один из своих приездов в город Таганрог архиепис­коп Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон, общаясь с журналистами, сказал, что Церковь обязательно должна принимать участие в образовании и воспитании подрастаю­щего поколения. Работа с детьми, работа с молодежью - это основное направление, в котором сейчас трудится Русская Православная Церковь. И Центр семьи и молодежи, создан­ный в городе Таганроге, призван объединить всех людей для решения этих важных и сложных задач.

    Отец Алексий проводит занятия с учащимися школы Св.Кирилла и Мефодия.

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 24.09.2018 05:55:55, автор -

    Добавить комментарий