• Как попасть в Царство Правды?

    15.09.2009

    Как тешит родительское сердце младенческий лепет своего чада, которое пытается произнести первую молитву или рассказать пасхальный стишок на концерте воскресной школы! Умиление до слез! Но, к сожалению, дальше умиления дело не идет. Пока ребенок находится в дошкольном возрасте или только пришел в Церковь, информационная подача материала для него действенна. Рассказать о празднике, объяснить устройство храма, выучить некоторые молитвы, спеть тропарь – это сможет, пожалуй, любая мама. А что происходит с детским сердцем, когда из года в год ему рассказывают о празднике, поют тропарь и этим ограничиваются?…

    Новизна проходит, ребенок уже разбирается в Священной истории, выучил символы всех четырех Евангелистов – он насыщен информацией по уши! И едва он начинает мыслить самостоятельно, в юном существе обнаруживается, к сожалению, нарастающее внутреннее отторжение от Церкви. Конечно, этот процесс можно объяснить и синдромом блудного сына, и разлагающим влиянием СМИ и так далее.

    Но хорошо бы нам, педагогам и родителям, обратить внимание на себя: что мы предлагаем нашим детям в качестве пищи для души? Чем заполняем то пространство между Церковью и школьной компанией, в которой наши дети вынуждены находиться? А ведь это пространство занимает большую часть их жизни. Они и так чувствуют себя белыми воронами, приходя в храм в тот час, когда их сверстники видят десятый сон. И друзей дети из православных семей имеют, как правило, очень мало. Нам в детстве приходил на помощь Гайдар со своей романтикой, и Крапивин учил мечтать о каких-то всадниках, которые всегда придут на помощь...

    Гоголь называл искусство ступенью к христианству. Святые отцы говорили о постепенности восхождения в духовной жизни. Лествица имеет ступени. Нельзя, переступив одну, взбираться на другую. Нельзя, перешагнув культуру и искусство, ступить выше. Вначале нужно воспитать человека, а потом уж, с Божьей помощью, из него может получиться христианин. Поэтому, воспитывая детскую душу, нужно опираться прежде всего на русскую литературную традицию, которая не кричала о своей православности, а была христианской по духу. Когда Чехова упрекали за то, что он не проповедник, он отвечал, что по его силам быть только художником.

    А что сегодня предлагается православным детям? Журналы, в которых дети с «винтажных» открыток образца 19 века жалеют птичку или ругают котика, за то, что тот в пост ест сметану? Или нравоучительные книжки, где суперправославные дети ведут себя как маленькие старички? Если, взрослея, ребенок читает такую псевдолитературу, а в праздник видит очередную иллюстрацию сюжета Священного Писания, то на уровне рациональном он ничего нового не получает, а на уровне эмоциональном - испытывает только скуку и ощущает сердцем глубинную пустоту такого «творчества».

    И, как следствие, внутренне отстраняется и начинает воспринимать все, связанное с религиозной темой как неинтересное и даже лживое. Страшный итог! Чуткая детская душа отторгает фальшь и нехудожественность.

    Не головное понимание истины есть познание, а приход ее в сердце. «Переводить из области ума в область чувства» - вот цель и великая сила искусства! Поэтому, хочется сказать всем писателям и художникам, педагогам и родителям, всем, кто пытается говорить с детьми о Боге на языке искусства: уж если мы беремся за такую тему, мы должны предъявлять к себе максимальные требования не только как к христианам, но и как к художникам.

    В связи с этими размышлениями хочется привести в пример, на наш взгляд, интересный опыт педагогов таганрогского Центра семьи и молодежи.

    Вот уже третий год собирает детей в творческий коллектив студия кукольного театра. По словам руководителя студии Чекушиной Ирины Александровны, большая часть детей, которые сейчас играют в кукольном театре, пришли в Центр еще пять лет назад, когда существовала школа им. св. Кирилла и Мефодия, да так и остались постоянными «прихожанами».

    Что же могло на протяжении такого долгого срока привлекать детей в Центр? Ведь некоторым из них уже по 14 лет, и их головы почти полностью выглядывают из-за ширмы, за которой разворачивается представление?

    Вот что рассказала нам Ирина Александровна:

    « Идея кукольного театра родилась у нас давно. Известные православные психологи Т. Медведева и И. Шишова говорят о кукольном театре, как о замечательном средстве, помогающем ребенку преодолеть свои страхи и комплексы, раскрыться. Но мы пытались пойти дальше и создать такое детское объединение, где ребенок в чистой и нравственной атмосфере мог бы проявить себя с разных сторон, а главное найти друзей. Поэтому театр и игра – не самоцель, это всего лишь способ погрузить детей в православную среду, объединить их общим делом, общим творчеством.

    Сначала детям кажется, что игра в куклы это просто. Но потом оказывается, что это большой труд – надо уметь правильно держать руку, а она все время затекает, нужно произносить свои слова так, словно ты сам стал персонажем сказки, и чтобы было слышно зрителям. А главное, надо уметь видеть не только себя, но работать в команде со своими товарищами.

    Говоря о репертуаре, вынуждена с горечью сказать, что хороших пьес сейчас днем с огнем не сыщешь. Поэтому иногда нам приходится самим писать сценарии по произведения разных авторов, таких как Софья Прокофьева, Сельма Лагерлеф, Лидия Чарская и др. Главный критерий, по которому мы выбираем произведение для постановки – это нравственная наполненность и, конечно, художественность. Можно все пространство сцены заполнить ангелами и молитвами, но пьеса получится христианской, если найдет отклик в душах зрителей и исполнителей. Не всегда в наших пьесах впрямую говорится о вере. Чаще это примеры, способные помочь ребенку поставить себя на место героя и прожить с ним, например, ситуацию, когда нагрубил маме, а прощения просить очень не хочется, или когда неосторожно брошенное слово вдруг приносит несчастье твоим близким. Развитие сюжета приобретает сказочный характер и спасает ситуацию от морализаторства, но цель достигнута - дети получают нужный урок.

    Самая большая удача нашего коллектива – это дружба, которая возникла вокруг общего дела. И вновь приходящие дети, а среди них есть и дети неверующих родителей, вливаясь в коллектив, получают возможность обрести хорошую среду общения, исподволь впитывая здоровую нравственную атмосферу.

    26 апреля состоялась премьера спектакля, приуроченного к Пасхе. На этот раз мы, сами того не ожидая, замахнулись на музыкальную постановку. Идею подсказали дети, хотя поющих из них меньшинство. Но за три года существования театра они так полюбили творческий процесс, что стали сами участвовать в режиссуре, создании образов. Поэтому запели все, от 5-ти до 14- летних.

    Спектакль рассказывает о капризной Принцессе, которая, пожелав звезду с неба, получила эту самую Звезду в проводницы для поисков Царства Правды. Много пришлось увидеть Принцессе неправды на земле, прежде чем она узнала, где обитает настоящая Правда. «И когда на земле люди творят правду, то там, в Царстве Правды, вырастает чудесный цветок! »

    Те, кто был на премьере, а театр уже имеет своих постоянных зрителей, отметили, что спектакль получился необычайно сказочным и по-настоящему пасхальным.

    Если педагоги воскресных школ озабочены , как организовать досуг детей, мы готовы поделиться опытом.»

    Пожелаем коллективу творческих успехов и вдохновения!

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 17.04.2024 01:25:13, автор -

    Добавить комментарий