• Дорога к храму

    06.08.2008Галина Ткаченко, спец. корр.

    Сначала на одной из улиц старого цент­ра Таганрога открылся Православный духовно-про­светительский Центр семьи и молодёжи. Как оказалось, его основатель и руково­дитель — батюшка из села Николаевка. Потом событием для города стала про­ходившая в публичной библиотеке имени Чехова большая выставка работ местных фотомастеров. Признаюсь, некоторым удивлением было для меня, что один из авторов замечательных поэтических пейзажей — священнослужитель, всё тот же батюшка из села Николаевка. А вслед за этим на празднике в честь Дня народного единства, который прово­дили сообща Таганрогское благочиние и городские власти, батюшка из села Николаевка награждал детишек, побе­дителей конкурсов, посвященных 625-ле­тию Куликовской битвы. Отца Алексия, настоятеля Свято-Никольского храма, часто встречала и на других, как сказа­ли бы казённым слогом, «общественно значимых городских мероприятиях» — а на деле всё это события, которые как-то по-доброму всколыхнули людей. И мне захотелось познакомиться с неугомонным сельским батюшкой, чьи благие дела выходят далеко за преде­лы храма.

    Отец Алексий (Лысиков) молод, ему 31 год. Выпускник Ставропольской ду­ховной семинарии и Свято-Тихоновского Богословского Московского университета. Служит священником более десяти лет. Высок и подвижен. Серьёзен и улыбчив. Приветлив и склонен к философствова­нию, как, вероятно, и положено священни­ку. На любые вопросы отвечает быстро и искренне. Его дом — это матушка Ольга, на которой все повседневные хлопоты, и детишки — Иван и Николай, восьми и шес­ти лет, и двухлетняя дочурка Елизавета.

    Батюшка современен, с цифро­вой фотокамерой и компьютерной техникой знаком не понаслышке. Сегодня в его портфеле — ком­пьютерные диски с фотографиями святых мест России и зарубежья для иллюстрации лекций в право­славном университете при Центре семьи и молодёжи. Детишки от 8 до 11 лет посещают здесь школу духовного развития личности. Есть хоровая и изобразительная студии, паломническая служба. По выходным дням работает ви­деозал. Есть библиотека с богатым фондом православной литерату­ры. Отец Алексий считает для себя необходимым быть в курсе дел каждого дня и каждого занятия в центре. И ещё, что очень важно, сейчас идёт становление сестричества милосердия — здесь без батюшки никак не обойтись.

    История центра довольно харак­терна для нашего времени. Как только Лысиков стал священником, один из руководителей епархии предложил ему вести в Таганроге занятия с учителями, изъявившими желание глубже изучить нравственные стороны жизни человека, позиции христианской нравственности, познакомиться с православной культу­рой, основами православной религии. В то время под эгидой гороно действовала просветительская программа специаль­но для педагогов, и в этой «школе для учителей» о. Алексий вёл занятия четыре года. Изучали теорию, а на каникулах слушатели просили батюшку сопровож­дать их в поездках по святым местам, а нередко и изъявляли желание пожить в монастыре несколько дней, вкусить духовную жизнь. При этом происходили примечательные метаморфозы. Одни люди, причислявшие себя к верующим, понимали, как на деле они ещё далеки от сознательной веры; другие — напротив, эту веру обретали. Постепенно склады­валось окружение единомышленников, разделяющих точку зрения: если Бог призвал нас к такому высокому званию, как христианин, то мы должны уметь учить детей добру, потому что человек может спастись только добрыми делами, добрыми поступками.

    — Это не так просто, это своего рода крест, потому что духовность вызывает много противления, и не только со сто­роны светского мира. К величайшему сожалению, детские души уже инфици­рованы, если так можно сказать, духом нашего времени, — говорит священно­служитель. — Эти вирусы — лицемерие, себялюбие, эгоизм, ненависть, абсолют­ное нежелание искать истину. Сказать человеку: будь нравственным — значит не сказать ничего. Должна быть моти­вация... В одном детском доме дети так и заявили: а почему мы должны быть нравственными? Учительница, опытный педагог,   простого  такого   вопроса   не ожидала и даже растерялась. Пыталась объяснить, что нравственность — это хорошо, это внутренняя свобода... А дети возразили: а зачем нам эта свобо­да, если Люся, которая была в нашем детском доме, пошла на панель, там нашла богатого спонсора и живёт сей­час с ним припеваючи. Она счастлива, и мы хотим иметь такое счастье... Вот и попробуй в сегодняшнем извращённом мире, где нет норм нравственности, где даже разговор о нравственности — это уже подвиг, убедительно объяснить детям, что такое хорошо, и что такое плохо. Этому нужно серьёзно учиться, набираясь знаний и опыта...

    Однако занятия с учителями при­шлось приостановить, поскольку священ­ника Лысикова перевели, как в миру го­ворят, на другую работу. Его назначили служить в храме в селе Николаевка, и целый год новому настоятелю пришлось заниматься только восстановительными работами. Храм был в очень запущенном состоянии, прихожан не было, опереться не на кого, многие работы приходилось выполнять самому. Потом несколько че­ловек вызвались поработать на стройке. Благодаря этим первым соратникам храм стал возрождаться. Сначала удалось восстановить небольшое здание, рас­положенное рядом с храмом — здесь начала действовать воскресная школа.

    о.Алексей ЛысиковНа главной улице села символично соседствуют здания местной админис­трации, воскресной школы и храм. В первый же год школу стали посещать более 60 детей. И тут батюшка столк­нулся с проблемами. Во-первых, проку­ратура заинтересовалась: как это так — в воскресную школу ходит столько детей? Допытывались, платное это обу­чение или бесплатное? Еще серьёзнее оказалась вторая проблема. Родители не возражали, что дети находятся под присмотром церкви, что в воскресной школе им дают дополнительные знания, но ... первые же попытки детей жить по христианской морали, видимо, открыли кое-кому из взрослых глаза на собст­венные неблаговидные поступки. «Вос­питателей» в лице «мальцов» получить им, конечно же, не хотелось... Словом, многим детям запретили посещать вос­кресную школу.

    — Хотя мы старались очень осторож­но говорить на эту тему, — поясняет ба­тюшка. — Вера — это дар Божий. Можно помочь человеку, чтобы в нём появилась та почва, на которой может вырасти ве­ра в Бога. Но к вере ни в коем случае нельзя приводить человека насильно. Ибо это будет мёртвая вера.

    Усилий о. Алексий тем не менее не оставил — решил опереться на уже сложившийся круг единомышленников. Придя к мысли о необходимости созда­ния Центра духовного просветительс­тва для семьи и молодёжи, обратился к тогдашнему мэру Таганрога Сергею Ивановичу Шило за помощью. Мэр поддержал идею и нашёл возможность выделить помещение — пусть хоть и старое, долго обретавшее приемле­мый вид. Взаимодействие с городскими властями успешно продолжается и при новом мэре.

    Вскоре в Центре закипела работа, пришли и новые люди, которые хотели заниматься духовным просвещением. Среди них — учителя высшей категории, есть кандидат медицинских наук. Вскоре было создано сестричество, которое постепенно растёт.

    —  Мы работаем в хосписе, он­кологической больнице, радиоло­гическом отделении, в детских до­мах, в Доме ребёнка, — рассказывает настоятель Свято-Никольского храма. — Наши сестры милосердия по мере своих возможностей ока­зывают страждущим свою помощь. А когда в первый раз мы предложи­ли свои услуги в онкологии, врачи даже не поняли, с чего это вдруг такой порыв помочь ближнему, в чём корысть, «подвох» в чём?.. Мне была устроена встреча с врачами —  поставили перед ними и строго сказали: ну, рассказывайте, чем вы здесь намерены заниматься? Вновь, как с воскресной школой, витали подозрения в какой-то материаль­ной заинтересованности... Видно, здорово наши люди отвыкли от понятия бессребренничества, бо­гоугодного дела, естественного для христианина. Теперь взаимо­понимание наладилось, врачи по­могают медицинскими методами, а церковь даёт то, что не могут дать ни наука, ни культура. Она даёт надежду, веру, а вместе с ни­ми — облегчение, другое качество жизни.

    Центр, действующий от имени Та­ганрогского благочиния, снискал за­служенное признание. Сюда приходят люди в поисках ответов на мучающие их вопросы, обращаются к батюшке те, кто не может приехать в Николаевку. Дети активно участвуют в конкурсах, которые проводятся Центром совместно с отде­лом культуры мэрии. Церковь проводит благотворительные акции, рождествен­ские ёлки. И в первую очередь в сфере их внимания — малоимущие и неполные семьи, детские дома.

    Конечно, отец Алексий не один пе­чётся о духовном наполнении жизни земляков.

    Например, отец Тимофей работает с детьми в православном патриотичес­ком центре «Пересвет». «Это мой друг, —   поясняет руководитель Православ­ного просветительского центра. — Ему удалось воплотить в жизнь нашу идею, хватило настойчивости, сил». Отец Ти­мофей сумел увлечь занятиями рукопаш­ным боем мальчишек самого трудного подросткового возраста. Они с успехом выступают на соревнованиях, знают их и по многочисленным показательным выступлениям. Но дело ведь даже не в достижениях и популярности (а, кстати, у девчонок ребята из «Пересвета» пользу­ются большим успехом). Главное, ребята знают: у них есть Родина, им предстоит её защищать, и каждый мужчина должен уметь защитить отчий дом, своё будущее, свою любимую, детей и тех, кто слабее. Вот и рукопашный бой может воспиты­вать, если за дело берутся такие люди, как отец Тимофей.

    — Россия уже упустила целое по­коление, — говорит о. Алексий. — Если государство не обратит самое при­стальное внимание на духовные пробле­мы общества, если не явит достойной нравственной идеи и высокой цели дальнейшему движению страны, если останется безразличным отношение к культуре и образованию, будущее Рос­сии окажется под большим вопросом. Я с просветительской миссией немало езжу по стране, бывал и за рубежом. Но нигде, признаться, не видел такого не­уважительного отношения к своей куль­туре. За доказательствами далеко ходить не надо. Возьмите любого школьника и попросите напеть русскую народную песню — вряд ли кто с этим заданием справится. Наши дети их не знают. А школьники из других стран, впрочем, даже из бывших союзных республик с готовностью расскажут, кем были их предки. Вот о чём — о живой культуре, о чувстве преемственности времён и поколений заботиться надо...

    В качестве примера рассказал ба­тюшка о необычном посетителе — ви­зитёре из-за океана. Грек, православ­ный, живёт в Филадельфии. Он архитек­тор. Приехал в Таганрог посетить родину недавно скончавшейся любимой жены. В годы Второй мировой он был солда­том американской армии, освобождал пленников концлагерей на территории фашистской Германии. Узницей одного из них и была Ольга. Девушка тронула сердце солдата. Он увёз её с собой. Они прожили вместе долго и счастли­во. Правда, в страхе перед «органами» съездить на родину Ольги так и не реши­лись. Лишь теперь печаль незаживающей утраты привела старого американского солдата в Таганрог... Не имея больших финансовых возможностей, он тем не менее из своей пенсии теперь помогает местному детскому дому.

    Эхо войны настигает подчас самым неожиданным образом. Когда вели вос­становительные работы на храме в Николаевке, обнаружили скорбную наход­ку. В местах этих в годы войны фашисты устроили застенок, а, уходя из города, зверски уничтожили всех военноплен­ных. Их останки и открылись во время стройки... Неподалёку от входа в церковь спустя десятки лет после трагедии погиб­ших перезахоронили в братской могиле, а на пожертвования жителей установили памятник. С волнением читаешь надписи на венках: «Павшим воинам — от улицы Садовой», «... от улицы Ленина»...

    Свято-Никольский храм с.НиколаевкаХрам ещё в лесах, внутри не законче­на роспись. Но даже то, что уже сделано, впечатляет. Батюшка вынужден быть и прорабом, и строителем, и казначеем, и менеджером, который убеждает спонсоров помочь в восстановлении храма. Люди видят подвижническое служение. Даже горожане едут сюда к «своему» батюшке, и ради этого 20 километров — не крюк. У каждого из прихожан, как говорится, свой Бог в душе, и свои причи­ны почтительного отношения к батюшке. С некоторыми я поговорила. Одна из прихожанок рассказала, что о. Алексий буквально вытащил её «из лап экстрасен­са», из-за воздействия которого женщина стала жестоко болеть. «А нас батюшка благословил на создание семейного предприятия — сами бы мы не реши­лись. Занимаемся переработкой мясной продукции, уже встали на ноги. Очень строго следим за качеством, потому что наша продукция — для людей». Молодой мужчина с сынишкой приехал в храм из­далека, чтобы поставить свечку за упокой бабушки, которая здесь жила и год назад умерла. Пришла женщина с забавными двойняшками. Много молодёжи.

    В этот день воскресная служба за­вершилась «не по уставу». Батюшка попрощался с прихожанами, а люди не только не расходились, но, напротив, обступили священника. И с нескольких сторон появились букеты цветов. Отца Алексия поздравляли с днём рождения. Он поблагодарил всех и как-то по-свой­ски признался в том, что появился на свет только благодаря решительности матери. По состоянию здоровья ей кате­горически запретили рожать, направили в больницу, но она поступила по-свое­му. Слава Богу, всё обошлось. «И вот я перед вами» — сказал он с открытой улыбкой, как на духу.

    Село Николаевка, Ростовская область.

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 25.04.2024 19:05:46, автор -

    Добавить комментарий