• Время радости

    18.02.2015интервью с протоиереем Алексеем Лысиковым

    23 февраля начинается Великий пост. О том, каково его духовное значение и как себя настроить, чтобы дни четыредесятницы принесли духовную пользу, мы поговорили с благочинным приходов Таганрогского округа протоиереем Алексеем Лысиковым.

     

    - Отец Алексей, скажите, для чего установлен пост? Каков его смысл и цели?

    - Прежде всего, хотелось бы сказать, что Великий пост – это время усиленного труда над собой. Вся христианская жизнь, по сути, и есть аскеза, что по-гречески значит упражнение. Христианство усвоило аскетическую практику не только для святых отцов-отшельников, которые уходили в пустыни, чтобы там совершенствоваться в духовной жизни. Путь любого христианина – это постоянная борьба, непрерывный труд над собой. А время Великого поста –период особенно усиленной работы.

    Наш современник, православный публицист Александр Ткаченко пишет, что Великий пост  - это возможность пожить без духовного наркоза, в который мы добровольно себя вводим с помощью телевизора, интернета, компьютерных игр, вкусной еды... лишь бы не ощущать ту пустоту, которая образуется в нашей жизни без Бога.

     Мы не общаемся с Богом, находимся как будто во сне, но во время Великого поста мы должны пробудиться. Начать жить без всего того, что помогает нам сгладить трудности, принять себя такими, какие мы есть на самом деле, увидеть свои грехи, узнать реальную цену своим поступкам. И не только оценить себя, но и приложить усилия, чтобы изменить то, что мы увидим. «Даруй ми зрети моя прегрешения...» - это прошение из молитвы святого Ефрема Сирин  может послужить ключом, открывающим нам двери Великого поста.

    Великим постом меняется содержание и строй церковного богослужения. Оно отличается не только продолжительностью, но и покаянной глубиной, размышлем о том, что человеку надо сделать, чтобы преобразиться и обрести Бога полнотой своей жизни. Круг богослужений ежегодно проводит нас через одни и те же события, чтобы обновить в нас живой огонь веры, необходимый для полноценной христианской жизни.

    Первая седмица Великого поста начинается чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского  - «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний?» Действительно, где та точка, откуда мы должны начать свое сердечное сокрушение, где то ключевое событие в нашей жизни, которое должно заставить нас задуматься о том, как мы живем? Если внимательно вчитаться в слова канона Андрея Критского, то получается, что любое мгновение нашей жизни имеет привкус греха, несовершенства, даже привкус поражения. И правильный пост призван стать лекарством, способным устранить эту горечь и дать нашей душе крылья, на которых мы могли бы воспарить к Богу.

    - Перед началом Великого Поста, в Прощеное воскресенье, мы испрашиваем прощения друг у друга, примиряемся со своими ближними. Для чего нам это необходимо?

    - Прощеное воскресение - очень важный, необходимый этап, когда разногласия, противоречия мы побеждаем желанием быть со Христом, когда мы делаем усилие над собой для того, чтобы надавить на собственное эго и найти какой-то общий язык со своими ближними, прийти если не к полному прощению друг друга, то хотя бы нащупать точки соприкосновения. Не противостоять друг другу, а видеть и слышать ближнего. Чаще всего разногласия и ссоры бывают между людьми из-за того, что они не готовы воспринимать другого таким, каков он есть, учитывать его идеи, интересы, желания. И именно поэтому мы остаемся в таком эгоистичном закрытом пространстве, замкнутые сами на себя в своей обиде, своем неудовлетворении. Об этом говорят нам евангельские строки: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди прежде примирись с братом твоим" (Мф. 5, 23-24). Невозможно идти к Богу, если тебя тяготят эти цепи - разногласия, ссоры, обиды и так далее.

    Поэтому в пост нужно войти не одномоментно, в день Прощеного воскресенья. Было бы целесообразней попытается поговорить с тем, с кем находишься в разногласии, раздоре, заранее.

    Прощеное воскресенье - это символ того, что мы оставляем все земные обиды, чтобы устремиться к Богу. Но это не значит, что мы должны до последнего ждать и за пять минут до полуночи позвонить «тебя опечалившему» или в дежурной SMS-ке написать "Прости". Это должен быть, прежде всего, первый, сильный шаг навстречу Богу через сердце своего ближнего.

    Понятно, что бывают обиды, которые по человеческим меркам невозможно простить. Например, очень трудно простить убийцу своего родственника, есть и другие ситуации, в которых невозможно просто подойти и друг у друга попросить прощения. Об этом пиcали и святитель Феофан Затворник, и преподобный Амвросий Оптинский, и митрополит Антоний Сурожский в своих трудах. В наставлениях своим духовным чадам они говорили: все бывает, но, по крайней мере, необходимо сделать какое-то усилие и найти точку соприкосновения, точку согласия с человеком, с которым ты находишься во вражде.

    В современном мире, когда средства коммуникации широко распространены, мы вольно или невольно можем находиться в разногласии с очень многими людьми.  Есть вещи непреодолимые, когда ты готов примириться и простить, но там, на другой стороне, этого сделать не готовы. Поэтому где-то надо посоветоваться с духовником или с близкими людьми, которые могли бы подсказать, как поступить. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что бывают такие случаи, когда человек приходит, просит прощения, а противоположная сторона говорит: "Не прощу ни в сем веке, ни в будущем". Что же получается - человек не может двигаться на пути духовного роста, не может дальше прилагать усилия к своему спасению? Это неправда, он свой шаг сделал, он свое усилие приложил.

    Своим прощением мы должны разрушить оковы, которые все время возвращают нас к обидам, разочарованиям в других, к воспоминаниям о том, что мы были так ужалены, оскорблены другим человеком. Такие мысли растлевают наши души, они не дают воспарить над грехами. И чтобы преодолеть все это, нужно простить обидчика, помолиться за него искренне, от всего сердца и пожелать и себе, и ему спасения, а там уже Господь решит.

     

    - Как определить для себя меру поста?

    - Такие вопросы надо решать со своим духовником. Но и тут бывают разные случаи.  Однажды я был в гостях у одного пожилого священника, который в силу своих серьезных заболеваний постился слабо. И вот, когда закончилась вечерняя служба дня Прощеного воскресения,  к батюшке выстроилась огромная очередь практически из всех прихожан. И они все подходят и говорят: «Батюшка, благословите на послабление поста …» А священник, в силу того, что сам не несет полноту этого поста, милостиво благословляет всех на послабление.

    Также видел и другую противоположность, когда один батюшка очень ревностно относился к соблюдению Великого поста и поэтому всех своих духовных чад заставлял поститься согласно всем требованиям Типикона (Богослужебного Устава Православной церкви). А такое не каждому человеку возможно выполнить, особенно в наше время и особенно тем людям, которые работают.

    Пост должен быть для человека удобоносимым, должен врачевать, а не калечить. И, именно поэтому, каждому человеку этот вопрос надо решать со своим духовным наставником или священником своего храма. Если вы у него исповедуетесь, причащаетесь, то ему легче будет принять объективное решение о том, какой пост вы должны нести. Конечно, батюшке надо рассказать обо всех сложностях, особенностях вашего организма, чтобы он правильно мог определить вам меру поста. Но, в то же время, не надо забывать, что пост должен быть усилием, работой над собой.

    - Бывают такие случаи, когда на некоторых постящихся начинает нападать уныние, раздражение, как тогда быть?

    - Как говорят: «ты лучше мясо съешь, да не ешь человека». Конечно, когда человек постится, изменяется его восприятие не только себя, но и мира, с изменением пищевого режима меняется обмен веществ, тем более за окном весна, не хватает витаминов. Но уныние и раздражение являются свидетельством того, что человек внешний пост исполняет, а внутренний, духовный пост у него не получается. Перемены в организме происходят, а в душе нет, значит, этот пост превратился в диету, он затронул только физиологию человека, а не дух. Первыми признаками правильного поста являются любовь к окружающим, снисхождение к немощам людей, желание безмолвия, уединения, желание больше погрузиться в свой внутренний мир, а если подобного не происходит, значит, что здесь только внешнее проявление поста, но никак не деятельное участие в нем.

    Святые отцы учат нас, что правильное прохождение поста помогает бороться со страстями. У преподобного Иоанна Лествичника даже есть схема, как зависят наши поступки и привычки, грехи и страсти от чревоугодия и неги, которые присущи всем людям. Если мы начинаем побеждать плоть через строгий пост, молитву, то разрушаем привычный для нас уклад греха, с которым незаметно для себя свыклись настолько, что перестали замечать те или иные движения сердца, удаляющие нас от Бога и от нашего спасения. Духовная жизнь разрывает эту цепочку греховных связей, и тогда мы начинаем видеть один за другим свои недостатки, до этого нами не замечаемые. Многие люди, действительно вкусившие полноту покаяния, говорят, что видят себя грешнее всех. Это значит, что человек смог погрузиться внутрь и увидеть себя таким, какой он есть.

    Видение своих грехов - это благодатное свойство, оно открывает человеку способность каяться и иметь надежду на то, что Бог простит. Но бывает и так, что человек только мучается и страдает, когда видит свои недостатки и грехи. Это самоедство, это, как говорят святые отцы, внутренняя гордыня, от того, что "я не такой, каким хотел бы себя представлять".

    О благодатном видении своих грехов говорит псалмопевец Давид: «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» Но сокрушение перед Богом  должно идти рука об руку с глубоким упованием на Его милосердие. Каясь и плача о своих грехах, нельзя забывать, что Господь есть Любовь. Лишь с надеждой на прощение христианин может побудить себя на великие подвиги, дабы восстановить связь с Богом, утраченную в пороках. Чтобы усилием человеческой воли и при содействии Благодати Духа Святого преодолеть греховную стену, которая закрывает нас от живого Богообщения.

    - Как часто в Великий пост необходимо исповедоваться и причащаться?

    - Тут мы еще раз возвращаемся к вопросу духовного наставничества. Каждый человек должен это решать индивидуально со своим духовником.

    Однако, практика современного благочестия возвращает нас к древним традициям христианской жизни: причащаться как можно чаще, потому что Тело и Кровь Христовы - это наша жизнь. Мы причащаемся не только во оставление наших грехов, но и во исцеление наших болезней, и духовных, и телесных, а самое главное - в Жизнь Вечную. Поэтому мы не должны себя отрывать от Источника нашей жизни, от Источника  благодатных сил, которые мы получаем от Бога через Таинство Причастия. И человек, который действительно будет находиться в прилежном подвиге, будет чувствовать нужду в причастии как можно чаще, поэтому даже установлена Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы человека не отрывать во время Великого поста от живого общения с Телом и Кровью Христовыми.

    - А как должны поститься дети?

    -  О том, как должны поститься их дети, родители должны посоветоваться с духовным наставником своей семьи. Зная возможности и способности своих детей, родители вместе со священником смогут найти правильную меру детского поста.

    Есть дети, спокойно переносящие пост, они так же, как и родители через аскетическое упражнение поста приобщаются к подлинной духовной жизни. Но когда ребенок не совсем осознает, что такое пост, а родители заставляют его строго поститься, налагая «бремена неудобоносимые», у детей может сложиться отрицательное отношение не только к самому посту, но и в целом к Церкви.

    Не осознавая, для чего нужны постовые ограничения, ребенок может выполнять все рекомендации только внешне. И если подвиг этот он будет нести без внутреннего настроя, то это может повредить ему. Здесь нужно подходить очень аккуратно, я бы даже сказал, ювелирно, и каждому ребенку индивидуально рекомендовать свой пост по силам, даже если в семье несколько детей.

    - Бывает, что на пост выпадает день рождения. Что делать? Отмечать или нет?

    - Я думаю, что если человек верующий, он решит для себя этот вопрос просто - перенесет празднование на время после поста.

    - А если в рабочем коллективе принято отмечать дни рождения сотрудников, не обращая внимания на посты?

    -  В Церкви есть такой принцип икономии - решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Он работает и в духовной жизни, здесь тоже могут быть снисхождения. Но если в вашем коллективе с уважением относятся к вам, то они поймут ваше решение отметить день рождения после поста.

    - Какие книги лучше почитать в дни поста?

    - Во время поста каждый человек по возможности должен ограничивать свой доступ к телевизору и другим информационным средствам, наполняющим нашу повседневную жизнь, и по возможности максимально приобщиться к духовной жизни через чтение соответствующих книг. Для кого-то это может быть житие святого, для кого-то поучения святых отцов, а для кого-то Евангелие, которое он, возможно, забыл, когда в последний раз открывал. А во время Великого поста можно поставить перед собой задачу прочитать весь Новый завет или всю Библию. Каждый человек для себя должен найти ту духовную пищу, которая сможет напитать его, восполнить то, что он уже давно не получал.

    -  Отец Алексей, в преддверии Великого поста, что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты?

    - В эти спасительные дни Великого поста, помимо усиленной молитвы и ограничений в пище, нужно как можно больше уделять внимания добродетельной жизни, не забывая о делах милосердия.

    И еще хотелось бы напомнить слова митрополита Антония Сурожского: "В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) - это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем духовно ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны".

    Желаю всем читателям "Юга Православного" Божьей помощи в трудах попечения о своей духовной жизни, победы над грехом, а самое главное, подготовить себя для встречи Воскресшего Христа.

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий