• Роль врача и священнослужителя в жизни пациента

    19.04.2024Лысиков Алексей, протоиерей

    На свете существует множество профессий, связанных со служением. Само слово профессия, происходящее от латинского «profiteor» (профитеор) - «объявляю своим делом», означает род трудовой деятельности, требующий от человека определенной подготовки и являющийся обычно источником его дохода. Но есть необычные профессии, которые невозможно ограничить перечисленными выше характеристиками. К примеру, даже если человек прекрасно знает ноты и разбирается в музыке, но при этом не имеет слуха, то, как бы он ни старался, все равно не сможет извлечь прекрасной мелодии из музыкального инструмента. Впрочем, и музыкант, обладающий совершенным слухом и навыками игры, но не имеющий вдохновения, не сможет донести до слушателя всю полноту содержания музыкального произведения.

    К необычным профессиям, прежде всего, можно отнести профессии врача и священнослужителя. Для таковых недостаточно определенных знаний и умений, здесь требуется особое вдохновение. И об этом может свидетельствовать любой человек, хоть однажды обращавшийся к врачу или священнику.

    В конце прошлого столетия в российской медицине произошла замечательная перемена: в больницах, наконец, открылись двери для священнослужителей. И если для зарубежных клиник в этом нет ничего удивительного, то для нашей страны, где в течение семидесяти лет царил научный атеизм, это своего рода духовная революция, в результате которой современная отечественная медицина обретает некий христианский вектор или, другими словами, возвращается к традиционным, проверенным веками христианским ориентирам.

    На протяжении всей отечественной истории медицины, вплоть до ХХ века, незыблемой оставалась непреложная истина, что основой отношений между врачом и больным является доверие. Врач выстраивал свое отношение к больному, опираясь на евангельские заповеди о любви к ближнему, полагая, что тело, которое лечит он, врач, - это не весь человек, и смертью тела не ограничивается бытие человека.

    В наши дни эти взгляды вновь становятся актуальными. Для медицины, ориентированной на христианские ценности, само понимание болезни значительно шире, чем просто нарушение нормальной жизнедеятельности организма. Болезнь как таковая вообще - это следствие всемирной человеческой трагедии, которая на языке Церкви называется грехопадением, то есть отпадением человека от Бога. Следовательно, само отношение к болезни должно быть пересмотрено.

    Святые отцы считали, что болезни и скорби, при правильном отношении к ним, могут послужить к духовному возрастанию человека, помочь ему приблизится к Богу, осмыслить свою жизнь, свое бытие как дар. Болезнь, безусловно, нельзя рассматривать как месть Бога за человеческие грехи, но лишь как средство к их исправлению. В болезнях тела нужно находить путь к исцелению души. Преподобный Иоанн Лествичник, великий аскет, наставник духовной жизни для многих поколений христиан, автор известной «Лествицы», писал, что «болезни посылаются для очищения». Евангелие ясно свидетельствует, что исцеление - это не восстановление поломок человеческого тела, но изменение всего человека. Христос исцеляет не проказу, а прокаженного, не расслабление – а расслабленного. Чтобы победить болезнь, человеку необходимо подняться над болезнью, над самой её причиной.

    Однако прийти к такому пониманию болезни человек сможет, лишь пройдя определенный духовный путь. И в этом ему должны помочь и врач, и священник.

    В служении врача и священника много общего. Врач и священник невыразимо духовно связаны друг с другом в стремлении помочь человеку.

    Трудно переоценить роль одного и другого. Врач – постоянный спутник любого человека, он принимает младенца от материнского лона и помогает больному у его смертного одра. Также и священник сопровождает человека от святой купели крещения до последней исповеди и погребения. Известный академик Владимир Михайлович Бехтерев говорил: «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач». То же можно отнести и к священнику. Посещение священником тяжелобольных и умирающих часто благотворно сказываются на их состоянии.

    Взаимоотношения врача и больного, безусловно, определяют успех медицинской помощи. Но не все зависит от профессионализма врача. Однажды врач осознает, что его возможности ограничены, что не все подвластно его воле. Видя, что болезнь, не поддающаяся лечению по самому последнему слову медицинской науки, вдруг отступает перед Таинствами Церкви, многие врачи меняют в корне свое мировоззрение, отношение к пациенту, к болезни и к своей профессии. Там, где отступают врачи земные, всецело действует Врач душ и телес – Христос. Поэтому очень важно для врача понимать меру своей ответственности перед пациентом, вверяющим ему свою жизнь. Насколько бережно должен относиться врач к таинству жизни, болезни и смерти, которые проходят перед ним порой каждый рабочий день!

    В связи с этим хочу прочитать отрывок из воспоминаний митрополита Антония Сурожского, удивительного мыслителя, богослова. Во время Второй мировой войны он был врачом. Вот что он писал: «Помнится, на войне, во время первых боев, привели одиннадцать раненых солдат. Это был мой первый контакт с людьми прямо с поля битвы. На их лицах еще был ужас, страх. Я подумал: я должен как можно скорее сделать для них - для каждого - что могу, чтобы следующий не ждал слишком долго... Я работал как можно быстрее и отправлял их в больничную палату. Потом пошел туда и обнаружил, что ни одного из них не могу узнать: ведь я смотрел на их раны - на грудь, на ноги, на живот, на плечи, а на лица не смотрел, никто из них не был ранен в лицо. И они все оставались в состоянии шока, потому что они его не изжили.

    Когда была приведена следующая группа раненых, я, уже наученный первым опытом, решил, работая руками, с ними разговаривать Я каждому смотрел в лицо и задавал вопросы; потом, глядя, конечно, на свои руки и на его раны, делал то, что надо. Я спрашивал: Как тебя зовут? где тебя ранило? Очень ли было страшно?.. - вопросы незатейливые, но такие, чтобы раненый успел за то время, пока я им занимаюсь, вылить свой страх, вылить весь свой ужас. И когда я потом посетил палату, то, во-первых, всех раненых узнавал в лицо, и во-вторых, обнаружил, что шок у них уже прошел».

    Кстати, не так давно в медицинском университете штата Вермонт (США) было проведено интересное исследование, в ходе которого обнаружилось, что каждый третий пациент хотел бы, чтобы врач на приеме проявил интерес к его религиозным убеждениям. Это, по мнению пациентов, способствует большему взаимопониманию и доверию. Было установлено, что потребность в духовном взаимодействии с врачом возрастала у пациента по мере утяжеления болезни. Когда человек тяжело болеет, он невольно ищет помощи у Бога и на этом пути он встречается с врачом и священником. По мнению отца Сергия Филимонова, здесь-то как раз и необходимо понимание, как врачом, так и священником тех границ, которых ни тот, ни другой переступать не должен. Врач не должен выступать в роли священника, а священник - в роли врача. Но для понимания, где начинается территория одного и заканчивается территория другого, нужны знания, опыт духовной жизни, интуиция, особое отношение к человеку как образу и подобию Божьему.

    В этом врач и священник должны идти рука об руку. Вдумчивый врач может и даже должен посоветовать больному обратиться к Церковным Таинствам, молитве, пригласить, если необходимо, священнослужителя. Священник должен мудро и осторожно показать больному глубокий смысл его страданий, его жизни. Таким образом он помогает человеку найти в себе силы для покаяния и духовной борьбы.

    Не секрет, что личностная реакция на болезнь может способствовать оздоровлению или утяжелению болезни. Человек – это духовно-телесное единство. Духовная ущербность, порочность, зачастую разрушает физическое здоровье. Физический недуг, в свою очередь, негативно воздействует на психическое и духовное здоровье. Только раскаяние в содеянном поможет больному нормализовать свое состояние, ибо скорбь, осознание греховности своего поступка - это уже активное противодействие болезни.

    Академик РАМН В.И.Чиссов, делится по этому поводу своим опытом: "Очень многие больные перед операцией исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин. И в послеоперационный период люди молятся, общаются с батюшками. Как руководитель Онкологического института, я приветствую такое взаимодействие с Церковью, потому что, как врач, вижу, что религиозная жизнь больных часто оказывает благотворное влияние на процесс лечения и способствует выздоровлению. Хотя бы потому, что психологическое состояние верующего больного становится более стабильным. Верующий человек знает, что врач не всесилен, что в конечном счете все решает Бог».

    Подытоживая все сказанное, хочу подчеркнуть, что цели служения врача и священника во многом схожи: укрепить страждущего перед лицом болезни, а если понадобится, и перед лицом смерти. Поэтому считаю недопустимым ставшее расхожим выражение «медицинские услуги». Подход к больному как к сломавшемуся механизму превращает врача в слесаря по устранению неисправностей. Такое отношение к врачебной деятельности не только унижает пациента, но и самого врача делает обезличенным.

    Медицинскую помощь в полной мере можно сравнить со священнодействием, в котором Бог управляет разумом, сердцем и руками врача, чтобы помочь больному. При желании врач может стать проводником милосердия Божия к человеку, если только откроет свое сердце для сострадательной любви.

    В эти Пасхальные дни, когда сама смерть побеждена и ад повержен, я хочу пожелать всем нам, чтобы мы помогали нашим ближним видеть Божие присутствие в жизни и за ее порогом. Бог открывает себя и содействует любому, желающему служить высоким идеалам добра. Христос Воскресе!

     

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 19.04.2024 22:32:47, автор -

    Добавить комментарий