• Системный поход к духовно-нравственному развитию школьников (из опыта работы областной опытно-экспериментальной площадки)

    28.03.2024Миргородская Е.В., директор МОБУ СОШ № 5, Скворцова А.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОБУ СОШ № 5

    МОБУ СОШ № 5 является областной опытно-экспериментальной площадкой по проблеме «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников». Начало проекту было положено много лет назад, когда о. Алексей организовал в Таганроге Просветительскую школу для педагогов. Без его участия, без просветительских встреч с учителями проект был бы невозможен.

    Каким путем мы шли? Выявили единомышленников и вместе определили компоненты школьной системы, подлежащие изменению. Менять надо было многое: подходы к воспитательной деятельности, содержание образования и технологии. Меняться нужно было и педагогу, и отношениям между участниками образовательного процесса.

    Своего выпускника мы видели человеком мыслящим, с цельным мировоззрением, которое строится на традиционных, в противовес индивидуалистическим, ценностях: совесть, честность, терпимое отношение к людям, чистота телесная и душевная, любовь к Отечеству, ответственность, патриотизм. Для этого нужна и особая педагогическая среда, приобщающая детей к традиционным культурным и нравственным ценностям, и особые способы взаимодействия, основанные на сотрудничестве учителя, ученика и его семьи в деле воспитания и обучения. Сотрудничество… Суть этой педагогики – в диалоге, не в том, где один учит, а другой учится, а в том, где оба объединены поиском жизненных смыслов, потому что «внутренний духовный рост – самая главная задача человека, и маленького и взрослого», как сказал Н.И. Пирогов.

    Какой смысл мы вкладываем в определение «системный подход к духовно-нравственному развитию школьников»? Что подразумеваем под духовно-нравственным развитием или воспитанием? Часто в школах можно встретить путаницу понятий. Однако слушание классической музыки и рассматривание картин никакого отношения к духовно-нравственному воспитанию не имеет. Это эстетическое развитие. Духовно-нравственное воспитание имеет иную природу – голос духа в человеке – это совесть, нравственный закон. Совесть – это то, что поддается развитию, вспомним Н.И. Пирогова: «С детства необходимо развивать в ребенке самосознание и пробуждать совесть». Причем, если человек не углубляется в самопознание, он скоро запутается в лабиринте внутренних противоречий и будет искать выход в самозабвении. Не потому ли так умножилось количество молодых людей, ищущих забытья в угаре одурманивающих, наркотических средств, убегающих в иллюзорный мир реалити-шоу, рок-музыки, виртуальных игр и т.д.? Кто с ними говорит о главном: о смысле такой короткой человеческой жизни? Учитель не только может, он должен говорить с учениками о жизненных смыслах.

    Говоря о системном подходе, подразумеваем, что цели, задачи и принципы духовно-нравственного развития едины и одинаково важны для всего учебно-воспитательного процесса в целом. Учитель должен использовать возможности каждого учебного предмета, не только основ православной культуры, а также каждой учебной ситуации, каждого внеклассного события, действа для духовно-нравственного развития учащихся.

    Работа над содержанием образования в процессе реализации проекта «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников» - одна из сложных и интереснейших задач для исследования. Обновление содержания образования, прежде всего, связано с усилением историко-культурного и социокультурного аспектов обучения. За несколько лет набор учебных курсов вариативной части учебного плана оформился в непрерывную образовательную линию.

    I ступень общего образования II ступень общего образования III ступень общего образования

    Основы православной культуры (2 - 4 кл.) Основы православной культуры (5кл.) «Основы нравственности»

    (10 кл.)

    Церковнославянский язык (6кл.) Религии мира (11кл.)

    «Духовные истоки малого отечества» (7кл.)

     

     

     

    Духовная культура Древней Руси (8 кл.)

    «Личность в русской истории» (9 кл.)

    «Правовые и нравственные основы семейной жизни» (9кл.)

    Курс «Основы православной культуры» в начальной школе способствует погружению ребенка в мир национальных русских ценностей, раскрывает смысл православных традиций, православного годичного круга, по которому жил русский человек, включает учащихся в культурную традицию как носителей и продолжателей.

    Спецкурсы на II ступени дополняют и углубляют содержание предмета «Основы православной культуры»:

    - элективный курс «Духовные истоки малого отечества» представляет учащимся соотечественников, внесших значительный вклад в историю города и региона, раскрывает значение их подвижнического труда, служения, духовную красоту личности;

    - спецкурс «Духовная культура Древней Руси» представляет историю развития древнерусской храмовой архитектуры, иконописи, литературы как непрерывное стремление русского народа к святости – идеалу красоты, добра и правды. Курс, построенный на философско-культурологической основе, формирует отношение к культурному наследию как фактору развития России;

    - элективный курс «Личность в русской истории» представляет учащимся великих исторических деятелей, канонизированных в лике русских святых. Основная тема курса – подвиг служения Богу и отечеству;

    - элективные курс «Правовые и нравственные основы семейной жизни» способствует формированию ценности семьи и человеческой жизни, обеспечивает успешную социализацию учащихся.

    Спецкурсы на III ступени – «Основы нравственности», «Религии мира» – вовлекают в размышление о вечном и временном, о цели и смысле бытия, о мироздании и роли человека в нем, способствуют формированию у старшеклассников целостного мировоззрения, снимают противоречия между наукой и религией.

    Курс «Религии мира» позволяет учащимся понять сходство и различие в этических системах, порожденных религиозной традицией того или иного народа. Пристальное внимание уделяется не богословию, а общечеловеческой этике и нравственности. Факультатив, с одной стороны, формирует веротерпимость, с другой - религиоведческую осведомленность, защищающую от опасного влияния сект.

    Среди представленных программ, разработанных педагогами школы, есть авторские, имеющие гриф минобразования Ростовской области.

    Среди курсов есть «отметочные» и «зачетные» (по решению методического совета). Чем обусловлен выбор – отметка или зачет? Если в учебном курсе преобладает культурологический подход («Основы православной культуры», «Духовная культура Древней Руси», «Старославянский язык»), отметка возможна, но лишь за определенный вид деятельности – чтение наизусть, рисование и т.д. Однако, как и во всех предметах эстетического цикла, только положительная. Если преобладает личностно-нравственный подход («Основы нравственности», «Религии мира»), то оценка не ставится вообще. Иными словами, за убеждения оценку ставить неэтично, да и критериев правильности не существует.

    Качество образования в нашем понимании измеряется не привычными показателями (уровнями) ЗУНов, но прежде всего степенью человечности, гражданственности, нравственности, что трудно поддается измерению, однако должно иметь, на наш взгляд, преимущественное положение перед ЗУНами и ведущими компетенциями.

    В общем виде показатели качества образования отражены в прогнозируемом образе (не модели!) нашего выпускника.

    Правомерно возникает вопрос о критериях. Педагогика и психология утверждают, что отчасти это возможно, но не по фактам нормативного и ненормативного поведения, а по позитивной динамике в изменении ценностных ориентиров, что и прослеживается различными способами: в ходе интервьюирования (в школе собран банк интервью выпускников), анкетирования учеников педагогами, наблюдений, проводимых психологом.

    Например, по данным психолого-педагогических наблюдений за изменениями в ценностных ориентирах «контрольного» класса такие ценности, как Родина и семья – в ряду самых значимых для наших подопечных, следовательно, произошли позитивные изменения в ценностных ориентирах и самих педагогов.

    По результатам психолого-педагогического исследования, набор ценностных ориентиров наших подопечных в 2010 году отличается более выразительной нравственной составляющей в сравнении с набором ценностных ориентиров этого же класса, но только 4 года назад.

    Безусловно, это не дает повода делать однозначные выводы, однако дает основание считать нашу работу продуктивной.

    Конечно, экспериментальная деятельность выдвигает серьезные требования и к методической работе. В ней мы выделяем следующие основные направления:

    - Рождественские педагогические чтения позволяют решать задачу обеспечения мировоззренческой подготовки педагогов;

    - тематический педсовет – решать стратегические задачи;

    - тематическая методическая неделя с «веером открытых уроков» – решать методические задачи на материале любого предмета;

    - постоянно действующий практический семинар помогает учителю освоить эффективные формы и методы ведения урока.

    Одновременно мы ведём поиск новых форм и методов взаимодействия учителя и ученика, как на уроке, так и во внеклассной работе, что повлекло за собой постепенное изменение уклада школы, появление новых традиций. Мы стремимся, чтобы урочная деятельность имела продолжение во внеурочной. Не развлекать, а воспитывать. Воспитание для нас – это не череда развлекательных мероприятий, а «наука быть человеком», которую в совместной деятельности осваивают и учителя, и ученики. Теоретической основой воспитания считаем отечественную педагогику, которая утверждает необходимость создания внутренней направленности человека, обуславливающей поведение: нужно учить ребенка не тому, как надо вести себя хорошему человеку, а как быть хорошим человеком. Это труднее, зато продуктивнее.

    В школе появились новые традиции. Прежде всего празднование Дня славянской культуры и письменности, благодаря которому дети узнали и полюбили святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов. Это грандиозный общешкольный праздник, в подготовке и проведении которого участвуют все учителя и ученики. Подготовка идет в течение учебного года, включает в себя серию конкурсов, защиту проектов, интерактивные игры, путешествия и многое другое. Помним о братьях-славянах: всем полюбился Фестиваль Национальных культур. Проводим перепись школьного народонаселения: считаем, сколько голубоглазых и кареглазых, рассказываем друг другу о своих национальных корнях.

    Вместо Нового года празднуем по отечественной традиции Рождество Христово и Святки, стараясь не вспоминать о японском зоопарке и террариуме. Мы все-таки православные. Нет в плане воспитательной работы и дня св. Валентина. Какое он имеет к нам отношение? Зато празднуем Светлое Христово Воскресение. Угощаем друг друга куличами и раскрашиваем яйца. А ещё пишем рассказы и сочиняем стихи, участвуем в творческих конкурсах. Очень любим День Семьи. В этот день в школе не только дети, но и родители.

    Говоря о традициях школы, нельзя не вспомнить о Рождественских педагогических чтениях. Они дают возможность обеспечить непрерывное образование и самообразование педагогов в области православного миропонимания и православной педагогики. Поскольку в последние годы мы все шире привлекаем к Чтениям родителей (законных представителей) обучающихся, имеем возможность и их просвещать.

    Оглядываясь на пройденный путь, можем сказать, что введение ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ стало тем системообразующим фактором, который изменил и подходы к воспитательной деятельности, и содержание образования, и весь уклад жизни школы.

     

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 28.03.2024 14:18:22, автор -

    Добавить комментарий