• Педагогика духовно- нравственного развития

    02.02.2012Лысиков Алексей, протоиерей

    Рождественские Чтения объединили представителей разных профессий: в этом зале – врачи, учителя, представители высшей школы, работники культуры, наконец, представители власти и средств массовой информации, а также духовенство. Без преувеличения можно сказать, что здесь собрались люди, которым небезразлично будущее нашего города, нашего малого и большого отечества.

    Каждый из нас вносит свою лепту в устроение общества, которое становится воспитательной средой для подрастающего поколения, поэтому важно действовать сообща. Каждый в ответе за то, каким будет завтра нашей страны и будет ли оно вообще: вспомним, что Византия когда-то тоже была великой державой и, казалось, стоять ей вечно…

    Чтобы остаться Российским государством, мы не должны потерять поколение ныне растущих детей, а такая угроза есть: невозможно не заметить растущего отчуждения детей от взрослых. Они растут «другими», и это не так называемый «вечный» конфликт поколений, а мировоззренческий конфликт, с которым одной школе справиться не под силу. Все общество должно стать педагогическим пространством, которое благодатно влияет на детскую душу, содействует её развитию.

    Практически вся современная педагогика понимает развитие как формирование, которое связано с обучением, с воспитанием, т.е. с обретением целого ряда культурных способностей, которые есть в человеческом опыте. Таким образом, развитие превращается в формирование по извне заданным стандартам. Упускается из виду важный аспект: в отношении каждого человека, в том числе и маленького, есть Божий замысел, у каждого есть своя собственная жизнь, судьба, биография, свое собственное движение и личная траектория. Как быть с этой непреложностью? И как не вмешаться в тайну Божественного промысла, не стать его разрушителем?

    В этом смысле духовное развитие – это не просто особый процесс, это таинство, в котором мы можем принять посильное участие. Его нужно понимать так: я (учитель, родитель, воспитатель, или просто взрослый) хочу быть со-работником в воплощении Божьего замысла об этом конкретном ребенке.

    Становление собственно человеческого в человеке - это становление его субъективного духа. Для этого ребенку, безусловно, необходим взрослый. Невозможно развитие человека вне его связей с другими людьми. Он всегда развивается в со-обществе и через со-общество. «Личность наша становится "сама собой", "находит себя" лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миром ценностей, с Богом» (В.Зеньковский). Обязанность взрослых поэтому - обеспечить ребенку своеобразную презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться главным со-трудником Богу в процессе развития собственной личности.

    . А что такое личность? Это священный образ внутри каждого человека. Он есть в каждом. Но недостатки и пороки затемняют этот образ даже от самого человека. Наше Я не тождественно нашей личности. По-настоящему мы не знаем сами себя. Здесь на земле мы должны осуществить себя как высшего, духовного человека, по словам апостола Павла, «стать новым человеком – новой личностью во Христе». Этот человек будущего и составляет центр нашей личности. Поэтому личностное начало реализует себя не в удовлетворении своих утилитарных потребностей, а в единении с Высшим животворным началом жизни.

    Даже под благовидным предлогом педагог не должен посягать на тайну личности ребенка. Нельзя нивелировать детей, подстраивать их под свои представления. Ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну начальствования, подавления личностного начала. Мы должны помочь осуществиться уже зарожденному, а не пытаться спроектировать «хорошего человека». Только при таком подходе мы можем сохранить те тонкие неведомые нам внутренние структуры, которые составляют саму сущность личности.

    Чтобы душа начала расти, ей нужны высокие идеалы. Нужна сокровенная педагогика, которая видит человека во всей полноте. Нужен педагог, который тонко ощущает сложность Божьего замысла о человеке.

    Сегодняшняя педагогика, по образному выражению современного православного педагога Л.В.Суровой, должна стать БЛАГОВЕСТИЕМ. То есть, должна свидетельствовать, о том, «что чудо воскресения происходит уже здесь, на земле», что, «как ни убивай добро, истину и красоту, они вновь рождаются, являют себя миру», потому что «свет их в мире ничем нельзя затмить», что «пространство души человека - это внутренний храм, и его можно сложить лишь из ясных и светлых образов».

    После долгих лет молчания Русская Православная Церковь обрела, наконец, возможность открытого диалога и исповедания вечных истин в области педагогической в со-работничестве с обществом.

    Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогики. А ведь и теоретическое осмысление, и практический опыт духовно-нравственного становления всегда был в Православной Церкви: в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей церкви, в трудах православных богословов и мыслителей, в работах православных педагогов.

    Слово "педагогика" переводится с греческого как "детоводительство", совместный путь ученика и его наставника. Истинный педагог – это тот, кто считает, что Бог доверил ему живую душу с целью ее сохранения, развития ее сил и исполнения смысла жизни, приведения ее к вечным, духовным ценностям, к Богу. Настоящими педагогами могут считаться так же и пастыри Православной церкви, и, конечно же, родители, воспитатели, учителя, понимающие значимость и ответственность своего служения.

    Педагогическая деятельность в самой своей высоте - как бы вслушивание в Промысел Божий о том, кто доверен педагогу. Как считает известный священник и философ В.Зеньковский, «тайна человеческого роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в этом ребенку, - делает лучше, чем тот, кто навязывает». Однако это не означает, что в душу ребенка ничего нельзя вносить. Смысл педагогической деятельности как раз и заключается в том, чтобы передать детям опыт предыдущих поколений: знания, культуру, традиции, веру. Проблема в том, как передать.

    Педагог должен готовить ребенка к духовной жизни, но не претендовать на духовное руководство, поэтому его позиция должна быть деликатной и незаметной.

    Пример воспитательной деятельности подает нам Иисус Христос, Который снизошел до человека, чтобы возвести его до Божества. Так и педагог сначала должен снизойти к ребенку, чтобы понять его, а уж затем возвышать его. Отношение Христа ко всему человечеству и к человеку в отдельности может служить примером для поступков педагога, для всего строя его жизни.

    По мнению святителя Феофана Затворника, «воспитание – из всех святых дел самое святое», а потому оно не внушение или подавление, но глубокое, окрыляющее ребенка влияние. Чтобы оно было таковым, педагог должен иметь сердечную любовь к детям, терпение к их слабостям, великодушие и снисходительность. Он должен уметь обуздывать их резвость, укрощать упрямство, снискать их внимание, доверие и уважение.

    Любовь к детям нельзя смешивать с потворством их капризам и потаканием во всем. Любовь должна быть строгой и в некоторой степени суровой, так как заботится прежде о спасении души ребенка и предохраняет от всего дурного, защищает от зла, грозящего ему. Такая любовь должна идти рука об руку со справедливостью, помнить о высоком предназначении человека, хотя бы и маленького. Спаситель говорит: Будьте совершенны, как и Отец ваш небесный совершенен. Вместе с тем любовь Бога к людям не избирательна: она, как солнце, изливается равно на праведных и грешных. Так и учащийся у Него педагог не делит детей на любимых и нелюбимых, хороших и плохих, он справедлив и в похвале, и в порицании.

    Конечно, учитель (воспитатель, родитель) должен иметь авторитет в глазах ребенка, но этот авторитет не может быть навязан, а только свободно признан. Для этого взрослый должен стремиться к приобретению высоких нравственных качеств, любить свое дело, осознавать свою «неслучайность» в профессии, осознавать высоту своего призвания. А как узнать, является ли профессиональный выбор призванием? На этот вопрос убедительный ответ дает современный педагог С.С.Куломзина: «Если общение с детьми, участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, - вы можете быть уверены, что у вас есть призвание педагога». Такое призвание является даром Божьим.

    В чем традиционная российская педагогика видела смысл своей деятельности? В том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы: душу освободить от страстей, устранить все, что мешает раскрытию образа Божьего в человеке. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти», - говорил В.Зеньковский. Ибо, как сказано в Евангелии, «какая польза человеку, ежели он и целый мир приобретет, бессмертной же душе своей повредит?».

    Нашим детям сегодня очень трудно. Иногда можно только удивляться тому, как они выживают в нашем мире, буквально насыщенном агрессией, недоверием, ложью? Нам, взрослым, легче: мы росли в несколько иной среде, для нас нездоровое состояние общества – это всего лишь период, черная полоса, мы знаем: бывает и по-другому. А они не знают. Для них это - единственно возможная реальность, в другой они себя просто не осознают. Это в сказках добро сильнее, а жизнь их каждый день испытывает.

    Труднее всего умным, тонким, с обостренными чувствами, детям. Те же, чья внутренняя организация более примитивна, быстро усваивают новые стереотипы поведения, ведь все, что окружает ребенка, незаметно воспитывает детское сердце и детский ум. Однако ни к чему хорошему это не приводит: такие дети становятся инфантильными, прагматично жестокими и невротичными.

    Всем нам, без исключения, независимо от рода деятельности и профессии, нужно спасать наших детей. Как во время войны взрослые спасают детей, не разбираясь, свои ли, чужие. Героиня одного современного фильма сказала, что чужих детей не бывает: все дети, которых любишь, - свои. И это наш священный долг перед прошлыми и будущими поколениями.

    В этой жизни каждый из нас – педагог, и неважно, какая специальность записана в дипломе. Все вместе мы создаем ту культурную и духовную среду, которая становится для подрастающего поколения средой обитания. Мне думается, эта среда сегодня должна быть насыщена если не добром и правдой, то хотя бы ностальгией по добру и правде. Русская культура никогда не удовлетворялась лишь одними эстетическими задачами — все делалось «при свете совести». Русскому обществу было слишком мало задач политических и социальных - ему, как воздух, необходим был духовный поиск истин. И это было главным условием жизнеспособности государства. Сегодня, чтобы вернуть утраченное, мы все должны приложить усилия, никто не имеет права оставаться в стороне, иначе лет через 10 нам не с кем будет жить, рассеется, потеряет силу та уникальная человеческая общность, которая называется РОССИЯ.

     

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 23.11.2017 15:03:45, автор -

    Добавить комментарий