• Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОБУ СОШ № 5 г. Таганрога Ростовской области, победителя VIII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Скворцовой Ангелины Николаевны на пленарном заседании XIX Димитриевски

    15.11.2014Скворцова А.Н.

    Ваше Высокопреосвященство! Уважаемое собрание!

     

    Первый урок в этом учебном году я начала с того, что прочитала своим старшеклассникам непрограммное стихотворение Ф.И.Тютчева:

    Из переполненной господним гневом чаши

    Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

    Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши!-

    Славянский мир, сомкнись тесней...

     

    "Единство,- возвестил оракул наших дней,-

    Быть может спаяно железом лишь и кровью..."

    Но мы попробуем спаять его любовью,-

    А там увидим, что прочней...

    Они очень внимательно слушали, было заметно, что содержание что называется «задело за живое», и  я предложила угадать, кто автор: классик или современник?

    Одни почувствовали подвох и усомнились, другие решили, что это современник и написал он о событиях на Украине.

    Я спросила, а кто в таком случае «оракул наших дней» ? Кто-то сказал: Обама, кто-то: Порошенко, самый умный обобщил: Западная Европа, имея в виду западноевропейскую цивилизацию с её системой ценностей.     Тогда я поинтересовалась, кто такие МЫ? И  как мы  «пробуем спаять его любовью», это единство? Они ответили, что мы – это Россия, и мы поступаем по-человечески: помогаем беженцам, делимся кровом и хлебом, даже к врагам относимся милосердно: пленных отпускаем, раненым оказываем помощь.             

     Иные подумают о нас: ну и дураки, безумцы. Отпускаете  их, а они против вас и обернутся, дайте срок. Может быть и безумцы, но мы-то понимаем, что это высокое безумие, то самое, которого «умом не понять, аршином общим не измерить». Вызвать к себе любовь и уважение невозможно «железом лишь и кровью». Железом  и кровью можно вызвать только страх и ненависть. Любовь рождается от любви.

    Но кто научил нас этому высокому безумию? Откуда оно в нас? А это и есть то, что называется «цивилизационный код», который в нас от Крещения Руси. Его невозможно навязать, но можно впитать с молоком матери, вобрать с воздухом, пропитанным церковным ладаном, со светом, исходящим от зажжённых свечей и иконных ликов православных христиан, с живым словом молитвы и проповеди батюшки. А ещё его можно привить, как культурную ветвь к саженцу-дичку.

    Только после февральских событий  я по-настоящему  поняла, какую роль может сыграть простой, как говорят, рядовой учитель в истории государства. По крайней мере, сейчас все взоры политиков обращены именно к учителю. И не случайно. Если мы не поведём детей за собой, то непременно появится тот, кто сделает это вместо нас. Что из этого выйдет, мы можем видеть по украинским событиям.

    Мы можем только удивляться, как быстро прорастает ненависть в юных сердцах и сокрушаться: как же мы допустили! Как? Очень просто:   ничего не делали и не замечали опасности, а ещё надеялись: может, само как-нибудь образуется, или придет кто-нибудь и сделает все необходимое  за нас. То есть тешили себя иллюзиями по русской традиции: пока гром не грянет…                  

    Грянул. Сейчас мы должны со всей ответственностью осознавать серьёзную угрозу: «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй». Эти слова вынес когда-то в эпиграф своей книги известный классик, но мне кажется, что это про то зло, которое восстало на нас теперь. Эти слова означают: «Чудовище бесформенное (и верно, его очень непросто распознать), гнусное (мерзости его чрезвычайно разнообразны), огромное, не одна пасть, а целых сто (ненасытное) и лающее (с руганью обрушивается оно на всё, что противится его власти, лжёт и клевещет)».

    «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй». И оно у наших границ. Как ловко оно манипулирует людьми, находит каналы для информации. С ним трудно тягаться: оно пугающе многолико и ядовито. Первые его жертвы – подростки и молодёжь.            

    Это особенная война. Война, в которой на передовой – священнослужители и учителя, в первую очередь учителя православной культуры. Посылают ли на передовую случайных воинов, необученных? Нет, это бессмысленно. Только опытных, сильных, хорошо подготовленных. Чтобы сдерживали линию обороны, насколько возможно долго, давая возможность соплеменникам собраться с силами. Это я говорю для руководителей, которые «догружают» своих предметников часами ОПК по остаточному принципу: просто потому, что не хватает часов до ставки.

    Я сама была свидетелем того, как нечаянно проговорился директор одной из наших школ, дескать, что вы сравниваете учителя английского языка с учителем какого-то ОПК. Это вообще второстепенный предмет.

    Такая  недальновидная позиция вызывает недоумение: образовательная политика государства настойчиво говорит о приоритетах воспитания, понятия «гражданственность», «патриотизм», «российская идентичность» у всех на слуху – и вдруг такое заскорузлое отношение к предмету, по которому нет ЕГЭ, следовательно – второстепенный.

    Хочется думать, что скоро мы все поймём, что первостепенные предметы в школе – это те, которые «работают» не на Единый Государственный, а на сохранение нашей истории и культуры, прежде всего духовной, потому что именно она  - залог того, что наша цивилизация не закончится на нас.

    Время выдвигает особые требования к учителю ОПК: он должен не только знать, но прежде всего любить своё отечество, свою историю, культуру. Он должен верить в то, что преподаёт, следовательно, должен быть верующим человеком. Мало того, он должен быть воцерковлённым или делать шаги к воцерковлениюи стремиться обрести духовного наставника в лице священнослужителя. Он должен стремиться обладать той мерой мудрости, которая не позволит ему быть агрессивным и навязчивым, как сектанты, и поможет почувствовать ту аудиторию, с которой предстоит работать, даст понимание того, что и как нужно сказать, помня, что мера сказанному – услышанное. А главное, он должен понимать всю меру ответственности за избранное служение и быть готовым к враждебным нападкам, клевете, ненависти: в христианском понимании действительно ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным.

    Завершить своё выступление я хотела бы ещё одним стихотворением Тютчева, к сожалению, тоже непрограммным:

     

    Теперь тебе не до стихов,

    О слово русское, родное!

    Созрела жатва, жнец готов,

    Настало время неземное...

     

    Ложь воплотилася в булат;

    Каким-то Божьим попущеньем

    Не целый мир, но целый ад

    Тебе грозит ниспроверженьем...

     

    Все богохульные умы,

    Все богомерзкие народы

    Со дна воздвиглись царства тьмы

    Во имя света и свободы!

     

    Тебе они готовят плен,

    Тебе пророчат посрамленье,-

    Ты - лучших, будущих времен

    Глагол, и жизнь, и просвещенье!

     

    О, в этом испытаньи строгом,

    В последней, в роковой борьбе,

    Не измени же ты себе

    И оправдайся перед Богом…

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий