Размышления о главном
(Выступление на Совместном августовском заседании)
(Идет заставка программы ТВ "Союз" "Шишкин лес")
Вашему вниманию была представлена заставка к детской передаче «Шишкин лес», которая идет на православном телеканале «Союз» екатеринбургской епархии.
Итак, « В начале было Слово...»
А что было в начале моего пути к преподаванию ОПК? Даже не знаю... Может быть, путь начинался с совсем маленькой девочки, затаив дыхание, глядящей поздним вечером из-под одеяла на коленопреклоненную перед образами бабушку?..
Со вкусного запаха куличей, которые нельзя было сразу есть, а лишь дождавшись радостного дня непонятного праздника «Пасхи».
...или с подростка-школьницы, ведущей работу в атеистическом кружке; ...или с недоумения: «Мой любимый, глубокоуважаемый Ломоносов, учёнейший муж, наиважнейшей книгой называет «Библию»...
...или с вопросов, на которые никто не мог толково и вразумительно ответить: «Почему на одних открытках написано «С днём рождения», а на других - «С именинами». Что это за именины? Взрослые говорят, что это одно и то же, а ты чувствуешь, что нет, но разницу не можешь объяснить.
...или на окрики взрослых: «Что ты кричишь, как оглашенный?!» А кто такой оглашенный?
Дальше - больше. Проникновенная любимая песня «С чего начинается родина?..», и какое-то ощущение недосказанности. Хочется ещё добавить что-то главное... Ищу, но тщетно, хотя чувствую, что что-то есть, но от меня сокрыто. «С чего начинается?..»
А может, это начиналось с чувства гордыни: «Как хорошо, что меня назвали Татьяной. Поздравляют с именинами, песню написали «Татьянин день». А потом со жгучего стыда и неловкости перед всеми «нетатьянами»: «Почему именно Татьян?.. А другие?..» И опять: «Так что же это за именины?!»
... или с неловкости перед своими бабушками, когда лет в 14 вдруг защемило: «Мы так замечательно отмечаем День 8 Марта. Но это молодой праздник. А что же мои дорогие бабушки, жившие в 19 - начале 20 веков, такого праздника не имели?» ...или с вдруг обнаруженного несоответствия: «Почему преподаватель вуза, ведущая курс атеизма никак не подходит под вполне логичный в этой ситуации облик женщины-революционерки в красной косынке, но видится матушкой в белом платочке?
.. .или с постоянного желания представить, понять (не по школьному, а по жизни): «Как жили мои неведомые пращуры?.. Какими были?.. О чём думали?..» У меня всё понятно: учёба, комсомол, бурная общественная работа, «Моральный кодекс строителя коммунизма»... А что у них? И как они без «кодекса»?.. Где, в чём их нравственные ориентиры?
Вот такие вопросы. А когда стали приходить на них ответы, оказалось, что все ответы в тогда ещё не обозначенной области основ православной культуры. И предки стали ближе и понятней, и поняла их нравственные ориентиры. И перед бабушками не столь неловко, т.к. женский праздник был, был на протяжении сотен лет, только имел несколько другие смыслы, другие сроки, и дивное название «Неделя жён-мироносиц». Поняла, что такое именины, и возрадовалась, что у каждого они есть.
И узнала, кто такой «оглашенный» и от чего он кричит.
И что не только Ломоносов, но и современные учёные, классики-музыканты, художники, литераторы были осмыслителями Библейских начал. И узнала: «С чего же ещё добукварного начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А может она начинается
С молитвы прабабки моей,
С нательного детского крестика,
С Причастья у Царских Дверей...
С чего начинается Родина?
С часовни у Красных Ворот,
С Защитницы Матушки Иверской,
К которой стремится" народ?
С чего же она начинается?
С признания в детских грехах;
Отчизна моя отражается
В священника добрых глазах.
А где же она завершается?
В бездонной небес синеве,
Где время и вечность сливаются
В молитве о Русской Земле.
Так увенчал мои давние поиски протоиерей Артемий Владимиров.
Вместе с ответами на вопросы пришли новые смыслы. Этими открытиями хотелось поделиться с учениками. И когда после курсов по нравственной педагогике пришла к Татьяне Васильевне с новым, переполнявшим меня, и попросила: «Дайте мне 11-й класс. Мне есть, что им сказать», она поверила мне. Вылилось это в уроки этики и психологии семейной жизни в 11-х классах. Позже - в уроки этики в начальных и средних классах, в уроки основ православной культуры (в последние два года).
И вот уже с 1999 года, помимо всего нового, я рассказываю своим ученикам о православных праздниках, о том, что нельзя делать людям плохое не только или не столько из-за боязни, что и они ответят тебе тем же, рассказываю о понятных теперь мне именинах. Более того, в год выпуска из начальной школы мы поздравляем одноклассников не только с днём рождения, но и с именинами. Читаем жития святых, наших небесных предстоятелях, готовим именинные подарки: именные иконки, книги о святых, именные открытки. Ребята с живым интересом ждут этот день, просят помочь определить дни именин своих родственников и, главное, найти сведения о жизни их небесных покровителей.
С 2001 года мы стали тесно сотрудничать с православным духовно-просветительским Центром семьи и молодёжи. Посещали Центр для знакомства с его библиотекой, видеотекой. Некоторые ребята с родителями стали абонентами библиотеки. По нашим просьбам сотрудники Центра организовывали для нас просмотр фильмов, спектаклей нравственного содержания с последующим обсуждением, проводили беседы, занятия.
В 2008 году мы приглашали кукольный театр из ЦСМ в нашу школу со спектаклями к праздникам Рождества Христова и Пасхи. В качестве зрителей и участников мероприятий к моим ученикам присоединялись ребята и других классов (педагогов Л.А. Штепа, Л.М. Левченко, О.П. Швец, Н.С. Мушниковой).
Несмотря на то, что школа в этом учебном году вступила в эксперимент по изучению основ православной культуры, по просьбе родителей моего четвёртого класса, выраженной в заявлениях на имя директора школы, этот предмет за счет часов регионального компонента я веду с прошлого года. Отрадным было для меня своеобразное завершение программы курса в форме праздника для всех, кто жизнью своей на земле обязан маме.