• Опыт исследования и творческого осмысления памятника древнерусской литературы "Поучение Владимира Мономаха"

    04.04.2011Крук Мария,ученица 7 Акласса МОБУ СОШ № 5 учителя: Солнышкова И.Г. Шевырина Е .С.

    Древнерусская литература является источником, питающим русскую литературу и словесность. В ней зародились начатки всех жанров, направлений, мотивов, тем и образов. Известны многие памятники древнерусской письменности: летописи, поучения, слова.

    Рисунок Букова Анна "Буквица "Земля"

    Поучение – это особый жанр нашей древней литературы, в котором находили выражение политические, религиозные, нравственные взгляды автора.

    «Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха» является выдающимся памятником исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности.

    Автор его, правнук святого равноапостольного князя Владимира, внук Ярослава Мудрого, сам был замечательным государственным деятелем последней трети XI – начала XII века.

    «Поучение» было написано Владимиром Мономахом около 1117 г. Оно дошло до нашего времени в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи. По своему содержанию это произведение представляет собой и отцовское завещание детям, и свод нравственных правил для современников, и политическую программу Киевской державы.

    В целом «Поучение» ярко раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли, идеальный образ христианского властелина. Главной задачей такого властителя Владимир Мономах считал попечение о слабых, справедливость, упование на Бога. Важной чертой «Поучения» является обращённость к Человеку, его духовному миру.

    «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3-х частей.

    Первая часть, представляющая собой автобиографию, начинается с обращения к детям с характерным для древнерусского писателя самоуничижением: Я, худой…; …воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Подкрепляя свои наставления личным примером, Мономах приводит далее перечень «путей и ловов» (т. е. походов и охот), в которых он принимал участие с тринадцати лет. В этой части он дает ряд духовно-нравственных наставлений: Не забывайте Бога; гордости не имейте в сердце и уме; на войну выйдя, не ленитесь; лжи остерегайтесь; напоите и накормите просящего; убогих не забывайте, подавайте сироте; рассудите сами, а не давайте сильным губить человека; старых чтите, как отца, а молодых, как братьев; более всего чтите гостя и др. Обращают на себя внимание антонимы лениться – трудиться, убогие – сильные, дурное – хорошее, правый – виновный, старые – молодые, своим – чужим, простолюдин – знатный; постоянные оценочные эпитеты, характерные для житийной и духовной литературы: я, худой; благословенным, славным (дедом); отцом возлюбленным; меня, грешного; милостыню нескудную; отец мой блаженный; мужи совершенные.

    Во второй части изложена хроника дружинных походов и деяний Владимира Мономаха. Здесь показан подробно один эпизод – добровольный уход из Чернигова, осаждённого войсками князя Олега Святославича и половцами, чтобы спасти, не дать им загубить невинные души осаждённых мирян и окрестных крестьян, а также монахов близлежащих монастырей.

    Основой заключительной третьей части — письма к Олегу Святославичу — является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему.

    Обращение в конце произведения к теме Страшного суда: На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю, — свидетельствует о том, что «Поучение Владимира Мономаха» представляет собой своеобразный отчет князя о своей земной жизни перед своими духовными наследниками и Богом.

    В стиле «Поучения» мы находим и книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, и элементы живого разговорного языка. Характерная особенность стиля «Поучения» – наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений, напоминающих пословицы. Например: … смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; … старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;… и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо; …что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится; Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; … пусть не застанет вас солнце в постели.

    Особенно тесно примыкает «Поучение» Мономаха к псалмам царя Давида, которые он обильно цитирует. Обоих царственных поэтов связывала не только общность положения, но и общность настроений: они остро ощущали тяжесть своей ответственности перед современниками, стремились основать свое управление на правилах высшей справедливости, совестливо относились к своим поступкам.

    Много общего есть у «Поучения» с известным памятником славянской литературы «Шестодневом» Иоанна, экзарха Болгарского. Их сближает основная мысль — каждый должен довольствоваться своим уделом, не завидовать чужому и не покушаться на достояние соседа. В «Поучении» эта мысль проводится на примере поведения птиц, в «Шестодневе» — на сходном примере из жизни рыб.

    Также в «Поучении» можно обнаружить параллели с Нагорной проповедью Иисуса Христа.

    Таким образом, автор «Поучения» старается воздействовать на читателя всеми доступными ему средствами выразительности, опираясь на свой читательский и жизненный опыт. Наверно, именно поэтому оно остается таким популярным среди многих поколений. Каждый сможет найти в нем что-то важное для себя, прислушаться к словам добрым и искренним, как это попытались сделать и мы.

    Поучение Марии Крук

    (стилизация)

     

    Я, послушная ученица 7 класса, нареченная в крещении русским именем Мария, отцом возлюбленная и матерью своею, сидя за партою школьною уже 7 лет, помыслила поделиться опытом своим, данным мне Богом за все 14 лет моей жизни.

    Дети, читая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из вас она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

    Прежде всего добрыми будьте, не жалейте слова доброго людям, заслужившим их, ибо добро, сделанное кому-то, вам вернется с большею силою.

    В школе учась, не ленитесь, в каждое слово учителя вслушивайтесь и запоминайте, ибо ученье - свет, а неученье - тьма.

    Уважайте и любите человека каждого, как самого себя, ибо без любви человек ужасен. Не любящий мать свою, не уважающий отца своего человек – уже не человек, а лишь подобие.

    Цените, друзья мои, то, что имеете. Радуйтесь за товарища своего, имеющего больше, и никогда не завидуйте, ибо зависть — яд для сердца.

    Не злитесь на других за обиду свою, ибо зло чернит человека.

    Уважайте взрослых, не перебивайте их во время разговора, ибо тем самым покажете свое неуважение к ним.

    Радуйтесь дню каждому, ибо унынье – это грех. Улыбайтесь миру – и тогда мир улыбнется вам. А коли ходить будете, повесив голову, то и в делах у вас ничего не успеется.

    Не сидите за компьютером долго, ибо машина эта бездушна и пользы особой не имеет.

    Верьте в чудо, имейте мечту жизненную, трудитесь усердно, и тогда сбудутся мечты ваши любые.

    Держите в голове своей мысли только чистые, сердце ваше да будет добрым, ибо тот у кого сердце ледяное, зол ко всем и счастья своего не имеет.

    Любите природу, не ломайте ветки деревьев, не наступайте на муравейники, не вырывайте цветы, ибо разрушите тем самым природу русскую!

    Любите Родину нашу – Россию, прекрасную страну, в которой мы живем!

    Учите уроки прилежно, родителей слушайте, да и к моим советам прислушивайтесь. Ведите себя хорошо и не преступайте заповеди Божьи.

    Рисунок Кирсанов Илья, 8 лет школа №35, "Русь великая"

     

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 29.03.2024 18:01:35, автор -

    Добавить комментарий