• Обзор книг писателей-священников

    25.09.2015

    Среди вышедших в последние десятилетия художественных произведений православной тематики в особом ряду стоят книги писателей-священников. Эти романы, повести и рассказы о судьбах наших современников, их пути к вере и Богу особенно пришлись по сердцу читателям. Возможно, это произошло не только благодаря их литературному таланту и особо трепетному отношению к слову, но и благодаря искренней любви авторов к своим персонажам и присутствию во всех произведениях Чуда, которое невидимо для человека ведет его к единственной цели - встрече с Богом.

     

    Герои рассказов известного писателя протоиерея Николая Агафонова - старики и дети, священники и советские партийные работники, военные и бездомные. В их судьбах отразилась история всего нашего народа, когда-то отрекшегося от Церкви, и потом, пройдя через различные жизненные испытания, подобно Блудному сыну, вернувшегося домой.

     «Отец Димитрий попросил всех выйти и остался наедине с Верой Семеновной...

    Когда они снова вошли в палату, Мария Ивановна не узнала свою подругу. Черты лица ее разгладились, а глаза, наполненные слезами, смотрели спокойно, как-то отрешенно от суеты этого мира. Поманив Марию Ивановну к себе, она шепнула ей:

    - Этот черный тоже встал и ушел вслед за вами, а теперь не возвратился.

    Мария Ивановна с отцом Димитрием пошли на выход из больницы, а Татьяна осталась с умирающей матерью. Но, когда они уже шли по коридору, Татьяна догнала их и, обняв Марию Ивановну за плечи, сказала:

    - Спасибо, тетя Маша, за маму. Я бы этого себе никогда не простила. Ну я пойду, посижу с ней, не ругаясь, хотя бы последние минуты, как когда-то в детстве.

    Отец Димитрий довез Марию Ивановну до дома. По дороге она спросила его:

    - Почему мы, которые учили и воспитывали других детей, со своими не можем найти общего языка? Почему они бывают такие злые?

    - Я Вам, Мария Ивановна, скажу банальную вещь, но, на мой взгляд, верную. Ваше поколение обокрало детей, отняв у них Бога, а теперь вырастают обкраденные внуки, и они, сами того не ведая, мстят своим родителям за свое безбожное детство, за убиенных во чреве своих братьев и сестер, которых им так не хватает в жизни.

    - Но ведь мы не были такими в детстве, хотя тоже практически выросли без Бога.

    - Нет, Вашему поколению повезло больше, Мария Ивановна. Над Вашими люльками матери и бабушки еще пели молитвы.

    - Да, наверное, ты прав, Дима. Я все пытаюсь вспомнить молитву Богородице, которую когда-то учила с бабушкой, и не могу.

    - Наверное, эта молитва звучала так, - и отец Димитрий запел: - Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…

    И тут вдруг Мария Ивановна все вспомнила. И уже рядом с отцом Димитрием сидела не старушка, а пробудившаяся от долгого сна девочка Маша из далеких голодных тридцатых годов. Эта маленькая девочка подхватила пение молитвы: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

    Мария Ивановна радостно рассмеялась и начала петь «Богородицу» сначала. Отец Димитрий стал подпевать, они пропели ее всю и начали в третий раз.

    В это время из школы возвращался Василий, который к своему великому удивлению увидел, как в «Жигулях» напротив их подъезда его бабушка сидит с бородатым священником и поет молитву. Бабушка его не заметила, а он разглядел ее лицо: оно светилось счастьем и покоем.

    - Какая у меня молодая и красивая бабушка, - подумал Вася».

     

    Также из-под пера митрофорного протоиерея Николая Агафонова вышли такие сборники рассказов и исторические повести, как «Преодоление земного притяжения», «Неприкаянное юродство простых историй», «Мы очень друг другу нужны», «Чаю воскресения мертвых», «Свет золотой луны», «Победа над смертью», «Иоанн Дамаскин», «Непридуманные истории», «Отшельник поневоле», «Жены-мироносицы», «Адамант земли Русской», «Ратные подвиги православного духовенства» и другие книги.

     (Из рассказа Николая Агафонова «Утешение в старости», сборник «Дорога домой»)

     

    Протоиерей Михаил Шполянский (1955-2014) - прожил недолгую, но яркую и интересную жизнь. Священник Украинской Православной Церкви, писатель, публицист, многодетный отец, воспитавший троих своих и 11 приемных детей, автор популярных книг о христианстве, а также многочисленных рассказов, зачастую носящих автобиографический характер.

    Вот что о. Михаил Шполянский писал о своем творчестве:

    «...крестился я в 26 лет, а священником стал уже в достаточно зрелом возрасте - в 34 года. И потому мир вне Церкви и жизнь на пути к Церкви - со всеми ее ошибками и слабостями - мне близки и понятны. Сейчас, оглядываясь на прожитые годы, я вижу, что даже в самых «экстремальных» моментах моей жизни присутствовал Господь - как Он присутствует во всем и для всех. И это - самое важное откровение для каждого из нас: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Господь близко (Флп. 4, 4-5)

    При этом необходимо учитывать, что генезис моих воззрений прошел длинный путь - от элементарного незнания о существовании христианства и Церкви до обретения веры, воцерковления, служения в клире Церкви. И рассказывая о разных моментах моей жизни, я в каком-то смысле рассказываю о разных людях. Так что не стоит считать эти рассказы пособием по подготовке клириков Церкви. Это - просто жизнь.

    В предлагаемых читателю историях описано немало забавных, а иногда, с житейской точки зрения, абсурдных ситуаций. Это не случайность. Мне кажется, что абсурдные явления жизни - убедительное доказательство существования Бога и Высших планов бытия.

    Богу же все возможно (Мф. 19,26), - и именно это «все» - очевидное нарушение закона вероятности и просто признаков житейской достоверности - свидетельствует о том, что Господом и волосы на голове все сочтены (Мф. 10,30). «Все» в мироздании существует только в Его отеческой воле, и мир не есть нечто самодовлеющее и самоценное, но только Путь и Арена - путь в вечность и арена борьбы между Богом и дьяволом - в душе каждого из нас. Итак, не бойтесь (Лк. 12,7)».

     

     

     

    Цикл повестей протоиерея Александра Торика «Флавиан» относится к разряду таких книг, которые прочитываются на одном дыхании. Читатели с большим интересом следят за духовными исканиями и житейскими открытиями главного героя Алексея и его друга по студенческой скамье, когда-то физика, «туриста-гитариста» и альпиниста, а теперь иеромонаха Флавиана. Помимо увлекательного сюжета читатели в этих книгах находят ответы на важнейшие для православного мирянина вопросы о борьбе со страстями, непрестанной молитве в миру, последних временах, возрастании веры в душе человеческой.

    Новая книга протоиерея Александра Торика «Флавиан. Армагеддон», продолжающая рассказ о теперь уже игумене Флавиане и Алексее, также не разочарует читателей.

     

    "— Благословите, отче! Вы не разрешите к вам подсесть? Вы ведь русские? Паломники на Афон? — к нашему столику подошел приличного вида человек, лет около сорока, с небольшой аккуратно подстриженной бородой, в темной рубашке с длинными рукавами и черной «охотничьей» жилетке с множеством карманов.

    — Бог благословит! Присаживайтесь! Вы правы, мы русские и едем на Афон. А как ваше святое имя?

    — Владимир, раб Божий... — Он присел на раскладной стул рядом со мной. — Вы на Святую гору впервые?

    — Второй раз, — отозвался Флавиан, — а вы?

    — Я в первый! Потому и дерзнул присоседиться к вам, я ведь тут ничего не знаю, в Уранополисе...

    ...— Теперь я понимаю, батюшка, почему ты меня заставил покупать эти самые шипастые кроссовки для нас с тобой, — осенило вдруг меня, — и палки, телескопические.

    — А вот это очень правильно, батюшка! — поддержал Владимир. — Палки очень нужны, особенно на спуске! Я, когда в горах Тибета к Шамбале поднимался...

    — Куда?! — подпрыгнули уже мы вдвоем с Флавианом.

    — К Шамбале, — словно про поход на шопинг в «Ашан», спокойно отозвался Владимир.

    — Вы там были?

    — Был. В горах Тибета.

    — И Шамбалу видели?

    — Нет. Шамбалу не видел. Я в группе единственный был православный, и, хотя внешне старался никак не выделяться, про себя постоянно творил молитву Иисусову, «Отче наш» читал, «Богородице Дево, радуйся», архангелу Михаилу молитву и другие разные молитвы, которые помнил наизусть. Так что интересно, наш опытный проводник, буддист, заблудился. Ходил вокруг какой-то горы, ходил, потом потерял все свое буддистское бесстрастие, начал злиться и ругаться.

    «Не могу, — говорит, — входа в долину найти, хотя много раз там был. Кто-то нас не пускает!»

    А потом, на обратном пути, злобно так на меня посмотрел и сказал: «Это ты мне своими «мантрами» помешал!»

    — Однако! — переглянулись мы с Флавианом.

    — Владимир! А зачем вы вообще туда пошли, если уже тогда были православным христианином? — спросил Флавиан.

    — Из-за младшего брата, Коли. Он, когда в бизнесе себя уже реализовал, причем вполне успешно, начал духовные ценности искать и увлекся буддизмом, религией «бон» и вообще восточными культами. Меня с моим православием всерьез не воспринимал, «слишком примитивно», мол.

    А тут какие-то друзья его в экспедицию потянули в эту самую Шамбалу, мол, есть проверенные люди, которые там уже побывали и «просветление» получили. Он, конечно, загорелся. Ну, я в компанию и набился, чтобы там за ним присмотреть. Все же брат младший, не дай Бог ему там как-нибудь «мозги скрутят».

    — Не скрутили? — поинтересовался я.

    — Не скрутили, — ответил Владимир, — когда в отель вернулись, Коля меня спрашивает: «Почему проводник сказал, что ты ему мантрами помешал? Ты какие мантры читал?» Я ему и сказал какие! Он теперь тоже православный, женился недавно на дочке священника, на заочное отделение в семинарию поступать собирается...

    — Значит, не зря ваш Коля по горам тибетским полазил, все-таки получил там свое «просветление»! — подытожил разговор Флавиан.

    — Получил... — подтвердил Владимир..."

     

    " - В известной притче последняя соломинка сломала хребет быку - может быть, именно твоя молитва и сломает "хребет" апокалиптического "зверя". В Армагеддоне, Леша, нейтральной стороны нет. Ты или со Христом, или с Его противником!

    - И скоро она начнется, эта последняя битва Добра и Зла, как думаешь?

    - Она уже идет, Леша, уже идет..."

     

    "Вы ведь знаете, что Дух Святой действует не только в таинствах и священнодействиях, но и в словах пастыря, обращенных к сердцам верующих, пришедших к нему услышать слово Бога.

    Но только тогда, когда христианин идет к священнику не для того, чтобы узнать мнение о своей проблеме от человека мудрого, благочестивого, опытного в духовной жизни, даже святого, но человека-священника, - а когда он хочет получить откровение Духа Святого из уст пастыря!

    Только когда он верит в это, когда он молится и искренне от сердца просит Бога Духа Святого дать ему ответ устами духовника, Бог, Своей благодатью "немощных врачующей", если необходимо, "восполнит оскудение" священника и даст ему Глагол Истины..."

    (Отрывки из книг протоиерея Александра Торика "Флавиан. Восхождение" и "Флавиан. Армагеддон".)

     

    Подготовила С.В. Григоришина.

     

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий