• Святые и дивные горы

    05.08.2015

    Пещерные монастыри — явление довольно необычное для Центральной России, и в этом смысле Воронежская область сильно отличилась: только действующих пещерных монастыря здесь три - в Костомарово, Белогорье и Дивногорье.

    На страже южных окраин

    Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, основанный в середине 17 века, входит в число удивительных меловых пещерных сооружений Придонья. По мнению краеведов, первые иноки переселились сюда вместе с украинскими казаками, которым было велено охранять располагавшуюся неподалеку крепость Острогожск. Иосаф и Ксенофонт — так звали иноков и создателей первых пещер, которые они вырыли на высоком берегу Дона, в одном из меловых столбов. Церковь вскоре освятили, и монастырь получил название Успенского, в честь Успения Божией Матери. Позднее здесь появились и наземные постройки, а рядом с пещерной церковью в другом меловом столпе умельцы вырубили колокольню.

     

    Великий расцвет

    Более ста лет со дня основания монастырь процветал за счет ведения обширного хозяйства. На его территории были пасеки, ветряные мельницы, братия занималась земледелием и скотоводством, значительную прибыль приносила беспошлинная торговля вином. В начале 18 века Дивногорский монастырь стал и вовсе самым богатым во всей губернии. Но по настоящему знаменитым и почитаемым, причем не только на уровне провинции, но и по всей империи, монастырь сделала чудотворная икона Сицилийской Божией Матери. По преданию, икона, обретенная на одном из меловых столпов в нескольких километрах от монастыря, спасла от эпидемии холеры жителей ближайших городов Коротояка и Острогожска.

    По-настоящему знаменитым и почитаемым, причем не только на уровне провинции, но и по всей Империи, монастырь сделала чудотворная икона Сицилийской Божией Матери.

     

    Советский курорт 

    После революции, как водится, монастырь упразднили, уничтожив почти всех монахов и утопив в Дону собиравшуюся более 250 лет библиотеку. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря расположились немцы, превратив его в военный госпиталь. А в послевоенное время бывшая святыня и вовсе стала туберкулезным санаторием. Вторая жизнь Дивногорского монастыря началась лишь в начале 1990-х годов.

     

    Экскурсии и паломничество

    Свято-Успенский Дивногорский монастырь активно принимает паломников и туристов, экскурсии проводят сами послушники. Посещение его пещерных храмов можно совместить с экскурсией по территории музея-заповедника «Дивногорье», в которую, в том числе, входит осмотр церкви той самой чудотворной Сицилийской иконы Божией матери.

     

    Впечатления паломницы

    Паломники из Таганрога посещают это святое место каждый год. Для многих оно стало любимым. Вот рассказ одной из паломниц Ольги Наумчук.

    "И наконец-то Дивногорье – Свято-Успенский мужской монастырь. Очень тихое, уединенное место, спрятанное в котловине вокруг горы. Первым делом, спустившись в монастырь, оставили дары (обувь для монахов) в монастырском дворе. Один из паломников слышал, как монахи говорили между собой, что обувь нужно унести, а то жизнь такая - уведут.

    Бросив сумки у гостиницы, побежали в храм. Первое, что бросилось в глаза, вернее кто – был дьякон Климент, который так лихо обращался с кадилом, что мы удивлялись, как угольки не вылетают из него - кадило описывало иногда полукруг в 180 градусов! У о. Климента необыкновенно красивый высокий голос. И когда он пел, было ощущение, что он поет всем своим существом.

    После службы вышли на паперть, нас встретил игумен Максим, который сказал, что расселят нас позже, а сейчас – ужин. Еще сказал, чтобы ночью мы спали одетыми, потому что они еще не топят, и будет холодно. Было чувство, что ты приехал к близким родственникам, которые о тебе заботятся. Мы расселились и сразу пошли на монашеское вечернее правило. Когда вся братия выходит и поет пред сицилийской иконой Божией Матери молитвенные песнопения, перехватывает горло и наворачиваются слезы… Игумен Максим подолгу беседовал с каждым исповедником.

    Вообще у меня, да, наверное, и у многих, сложился образ монаха - молитвенника, молчальника, серьезного, практически ангела, избегающего всякого общения с мирскими людьми. А оказывается, монах может и пошутить, и пообщаться. Когда мы выходили из храма после вечернего правила, один из пожилых монахов пошел в противоположную ото всех сторону, и остальные окликнули его: «Отец, ты куда?», «Да он пошел в темноте отклеивать усы и бороду!», - пошутил кто-то из братии.

    После правила мы отдыхали в гостинице, смеялись, обсуждая события дня, и тут к нам вбегает наша паломница и говорит: «У нас нет парикмахера в группе? К нам в храме подошел о. Климент и попросил подравнять ему бороду». Оказывается, он подстриг себе бороду с одной стороны, а вторую ему неудобно. Увидев его в таком виде, игумен сказал, что не поедет с ним таким к Патриарху (наутро они вдвоем должны были ехать в Воронеж, куда прибывал Патриарх). Он просил хоть как-нибудь поправить, но девочки испугались сделать еще хуже и пошли искать парикмахера. Паломница Алла призналась, что дома она стрижет мужа. Других кандидатур не было, и мы делегировали отпирающуюся паломницу к дьякону, с нетерпением ожидая ее возвращения. Наконец, возбужденная, она вернулась: «Он такой хороший. Такое ощущение, что я общалась с одноклассником, которого давно не видела. Он мне сказал, что он простец, рассказывал про себя». Отец Климент был очень благодарен, спрашивал у нее, чем же он может ее отблагодарить. У него ничего не было, и он предложил выпить кофе или чая. Она согласилась на кофе. Только они сели, заходит игумен. Алла подскакивает: «Ой, я пойду». Игумен: «Сидите». А дьякон сказал: «Это Алла, она подравняла мне бороду». Сели все втроем: «Да, Алла, думала ли ты когда-нибудь, что будешь пить кофе за одним столом с игуменом?». Когда она все нам это рассказывала, мы просто умирали со смеху. Переполненные впечатлениями, уснули.

    Перед отъездом игумен благословил отца Александра провести для нас экскурсию. И он, бедный, весь день носился с нами как курица с цыплятами, отвечал на все вопросы. Он вроде говорил об известных каждому вещах: как надо молиться, о том, что не надо смотреть на других, а прежде всего – на себя. Но слова, сказанные им, по-новому переосмысливались. Наверное, потому, что это было сказано с горячей верой в сердце и любовью к нам. Открыв рот, мы слушали его, боясь пропустить хоть слово. Мы поднялись на гору, где был старинный пещерный храм св. Иоанна Предтечи, и он сказал, что здесь молились многие подвижники, и что искренние наши молитвы быстро дойдут до Бога, советовал просить того, что полезно нашей душе.

    Подъем, а особенно спуск, был очень крутой. Было опасно спускаться молодым, а пожилым и подавно… Наши паломницы, подхватив под руки бабушку, героически совершили спуск с Дивногорских альп.

    Мы не только смогли помолиться, но и потрудиться в монастыре: мыли посуду, полы, убирали в храме. Когда часть паломников убирала в храме, остальные пошли с о. Александром на каньон. Они рассказывали, что там еще лучше, чем в Америке на Гранд Каньоне.

    Перед самым отъездом, к нам подошел попрощаться старенький отец Архип, он очень хромает на одну ножку. Мы его окружили. Он нам рассказал о себе, пожелал нам доброго пути. Мы договорились, что будем молиться за него, а он за нас. Он рассказал, что еще до монашества вырастил волка. И когда волк вырос – убежал в лес. Однажды дикое животное пришло к нему со всей стаей. Увидев это о. Архипу кричали «Убегай!». А о. Архип погладил волка, и животное ласкалось. А еще у о. Архипа в монастыре есть большая собака. Она как-то напала на одного из приезжих. Потребовали, чтобы о. Архип ее прогнал, а он сказал: «Тогда и меня прогоняйте!», - и собаку оставили. О. Архип очень добрый и трогательный.

    Запомнился еще один монах - уставщик. Он всю службу носится по храму, следит за порядком. Как—то во время молитв к исповеди, чтец перестал читать и пошел слушать молитвы. Тогда уставщик подбежал к послушникам и, подхватив первого попавшегося, потащил его к книгам и сказал: «Читай!», тот испуганно: «Я не умею!». - «Читать не умеешь? Читай!». Другой случай: одна паломница опаздывала на исповедь и побежала в храм. А надо сказать, уставщик не любил, чтобы кто-нибудь задерживался в храме после вечернего правила. И, преградив ей путь, сказал: «Завтра исповедуетесь, там сейчас «залетные». Это он нас так называл по-доброму.

    А какие там просфоры вкусные! Кстати про просфоры. Наша паломница как-то зашла в монастырскую лавку (замечательную!). Ей нужно было купить 50 просфор. Там уставщик перебирает записочки, и поднимает вверх палец, мол – подожди. Она ждет, озвучивает просьбу. «Зачем так много?». «Понимаете, в Таганроге много семей у кого болеют родственники, они попросили». «Для болящих? Дело нужное… Лучше себе не взять, а им отдать. Но я не могу дать 50. Меня братия за это в расход пустит! Давай так, я дам тебе 25, а потом придет другой продавец, и ты у него купишь остальные…». Вспоминаются слова Спасителя: «Будьте, как дети».

    Расставаться с Дивногорским монастырем не хотелось. Братия, и монастырь стали родными. Мы поднимались в гору, и оглядываясь, с сожалением наблюдали как за нашей спиной постепенно исчезал монастырь. Наша группа решила, что эта поездка - подарок от Бога, утешение. Дивногорье теперь живет в душе у каждого из нас."

     

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий