• Советуем почитать.

    24.09.2018

     Обзор книг библиотеки Православного духовно-просветительского Центра семьи и молодежи

     Святой преподобный Паисий Святогорец оставил после себя неоценимое духовное наследие, которое известно российским читателям, прежде всего, благодаря серии книг "Старец Паисий Святогорец. Слова".  Каждый том этой серии включает в себя поучения старца, объединенные какой-либо общей темой.

    Первый том называется "С болью и любовью о современном человеке".  В нем говорится о том, в какие духовные "ловушки" попадают люди нынешнего века, о Духе Божием и духе мира сего и о жизни Церкви в нашу эпоху.  

    Во втором томе, названном "Духовное пробуждение ", Паисий Святогорец взывает к людям, убеждая их в необходимости постоянной духовной работы над собой. Только благоразумие и любовь во всех деяниях, искренность с другими и с самим собой может вывести человека из тьмы, вернув его Господу.

    В последнее время в мире наблюдается тенденция возвращения людей к вере. Этот процесс не так прост, как может показаться. Третья книга Паисия Святогорца «Духовная борьба» рассказывает о том, как избавиться от грехов, разорвав путы диавола. Старец считал, что изгнав из своей души злого постояльца, нужно полностью изменить себя. Только тогда человек обретет настоящую веру.

    В последней части книги «Духовная борьба» рассказывается о таинстве Исповеди. Старец указывает на то, что любому человеку, который хочет прийти к вере, нужно иметь духовного наставника и исповедоваться. Также показана четкая грань между психиатром и учителем.

    Многие христиане обращались к старцу Паисию с вопросами, касающимися семейной жизни. Ответы святого на эту тему были собраны в четвертом томе серии, получившем название «Семейная жизнь».   

     Пятый том "Страсти и добродетели"  включает в себя два соответствующих названию раздела: «Добродетели» и «Страсти».  Общий же смысл богословского текста сводится к постулату о необходимости пройти каждому из нас чрез тернии борьбы со страстями, взращивая тем самым в себе добродетель. Автор помогает распознать зародыши греха, соблазны, прикрываемые порой самыми благими намерениями. Старец акцентирует внимание на подвластности многих людей смертным грехам, порождающим все остальное зло в нашей жизни.

    Шестой том серии "Старец Паисий Святогорец. Слова" посвящен молитве. Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. Молитва - дар Божий человеку, возможность, данная нам нашим Творцом, в любое время и во всякой нужде обращаться к Нему, зная несомненно, что будем Им услышаны. Необходимые предпосылки для чистой молитвы - это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва - искусство, требующее труда, понуждения себя, терпения, настойчивости. Искусством этим старец Паисий владел в совершенстве. В этом томе в сохранившихся выдержках из бесед с монахами и мирянами собраны крупицы бесценного духовного опыта старца.

     

    Книга популярного в Греции духовного писателя священника Дионисия (Тациса) «Когда чужая боль становится своей. Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского» выдержала уже третье переиздание на русском языке. Ее популярность у читателей отнюдь не случайна: «Когда чужая боль становится своей» относится к числу наиболее достойных жизнеописаний и сборников творений Паисия Святогорца.

    Отец Дионисий (Тацис) знал Паисия Святогорца в течении многих десятилетий, его руководству он обязан своим духовным становлением. Именно поэтому автору удается нарисовать живой и проникновенный образ своего духовного наставника. В книге Тациса старец Паисий не теряется за нагромождением сухих формальных фраз, а предстает перед нами во всей красоте и богатстве своего подвига, учения и жизни.

    Первая глава книги «Когда чужая боль становится своей»  называется «С малых лет я желал стать монахом» и представляет собой жизнеописание старца Паисия Святогорца. Несмотря на краткость этого раздела автор вполне справляется с задачей создания законченного портрета старца и более или менее подробно рассказывает нам о всех ключевых событиях его жизни.

    Вторая глава «Мои встречи со старцем» — пожалуй, наиболее ценная часть настоящего издания. Автору удается создать своеобразный «эффект присутствия», чувство которого не покидает нас на протяжении всего повествования. Читатели вслед за автором словно бы сами посещают келью старца Паисия, беседуют с ним и получают из его уст ценные наставления.

    Третья часть книги, озаглавленная «Поучения старца», имеет для читателей особую духовную ценность. Многие мучающие современных людей вопросы находят ответы в многогранных и глубоких наставлениях Паисия Святогорца. Особенно важно, что автору удалось передать простоту и красоту этих поучений, не придавая им какой-то нарочитой литературности и искусственной сухости.

    По словам отца Дионисия, «сохранение духовного наследия Паисия Святогорца и других подвижников современности - это первостепенная задача». И книга «Когда чужая боль становится своей» – весомый вклад в сокровищницу современного афонского богословского и аскетического наследия.

     

    В книге Зурнатзоглу Николаоса "Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников" собраны воспоминания о старце самых разных людей: архиереев, священников и мирян - всех, кому посчастливилось встречаться с этим удивительным человеком.

    Вот что пишет автор об этой книге:  «Я познакомился с ныне покойным старцем Паисием в 1988 году. В последующем, слушая рассказы паломников и Афонских отцов о встречах с богоносным старцем, я почувствовал необходимость собрать и обобщить все эти свидетельства. С горячим сердцем я начал их собирать, что оказалось нелегким делом, поскольку на это требовалось много времени.

    В самом начале предпринятых трудов я осознал, какое духовное сокровище таили в себе свидетельства паломников, ибо в каждом можно найти ответы на разные вопросы... »

    Предлагаем вашему вниманию некоторые из воспоминаний, помещённых в этой книге.

     

    Иерей Евангелос Анастасиу, Серрес

    Я познакомился со старцем Паисием 15 марта 1975 года - с моими учениками мы посетили его на Святой Горе.

    ...Мы прибыли в монастырь Ставроникита и оттуда направились к келлии отца Паисия. Я много слышал до этого о старце и теперь очень хотел побыстрее услышать, что скажут его святые уста. Через полчаса мы пришли к его келлии Честного Креста, но старец отсутствовал. Мы взяли угощение, которое было на дереве, и стали беседовать. В скором времени показался старец, волоча за собой ветку. Мы подбежали к нему, и он благословил нас. Радость наша была велика. Простой, скромный, бедный, нестяжательный, святой. Мы зашли в его лачугу. Обращаясь к одному из нас, он сказал: «Ты, будущий богослов, садись там». Его имя было Теологос (это имя по-гречески означает "богослов"). Мы все собирались стать священниками. Велики были его любовь и гостеприимство, оказанные нам. Мы просидели с ним два с половиной часа и сполна вкусили его святости. Я записал многое из того, что он нам сказал. Он сосредоточился на главном: верить–любить–жертвовать собой. Он сказал, чтобы мы имели любовь ко всем: и к язычникам, и к безбожникам, и к животным. Он рассказал, что шакалы приходили к нему ночью и он их кормил. Одна птичка упала в ведро, и он ее спас. Он нам рассказал и о змее, которая была у него для компании. Чтобы полюбить змею, мы должны поставить себя на ее место. То же самое надо сделать, чтобы полюбить человека. Потом он говорил с нами об умерших, которые находятся в «тюремной камере», и мы обязаны давать им облегчение с помощью заупокойных служб и наших молитв. Диавол принимает разные образы, и мы его видим. Мы не должны обвинять и осуждать никого, только самих себя. Он сказал, что эгоизм — корень всех страстей. Посоветовал нам держаться подальше от психологии и психоанализа, сказал, что одна только мирская мудрость может привести человека к погибели. Человек должен воспитывать в себе благочестие.

     

    Архимандрит Феоклит, Термо,

    монастырь в Этолии и Акарнании

    Я познакомился со старцем Паисием в 1980 году, до того как стал монахом и был рукоположен в диакона.

    ...Однажды он рассказывал нам о группе студентов, которые были у него в келлии на днях. «Ребята соблазнились поведением духовенства и разными дрязгами, о которых все время говорят», — сказал он. Слабые в вере, они пошли к старцу и признались: «Мы ничему не верим и Бога найдем сами. Нам не нужны никакие наставники…» И старец продолжил: «Я постарался убедить их, растолковать им какие-то вещи, но у меня ничего не получалось. Они ушли. Спустились ниже и стали искать тропинку, чтобы пойти к месту назначения, но заблудились, примерно час плутали и в итоге отчаялись. Не смогли отыскать тропинку». В конце концов они возвратились к келлии старца и сказали смиренно: «Геронда, может быть, ты поможешь нам найти дорогу?» Тогда старец сказал им: «Дорогие мои, если вы не смогли отыскать сами эту дорогу, земную, и вам нужен кто‑то, чтобы помочь ее найти, то насколько больше вам нужен наставник, который бы направлял вас к небу!» Они уступили, сели беседовать со старцем. И поняли: для того, чтобы прийти к Богу, нужен духоносный пастырь.

       В другой раз, рассказывал нам старец, пришли несколько молодых человек, чтобы посмотреть на него, — слышали, что он великий подвижник и совершает чудеса. Но вели себя вызывающе, требовали: «Геронда, мы хотим увидеть чудо. Мы слышали, что ты совершаешь чудеса». Старец сказал им: «Садитесь все в ряд». Пошел к себе в келлию, вынес большой нож и проговорил: «Я вам всем отрежу головы, а потом приклею их на место». — «Нет, Геронда», — испугались гости. Тогда он сел с ними как добрый отец и объяснил, что чудо совершается, когда этого хочет Бог и когда есть для этого причина. А не по заказу.

    Карайаннидис Василиос,

    учитель, Серрес

    Старца Паисия я видел дважды. Мы ездили к нему с Христосом Тернисом. У него в келлии Христос спросил: «Геронда, можно мне поговорить с вами наедине?» — «Зачем наедине?» — «Ну потому, что я хочу вам что‑то сказать». — «У тебя есть духовник?» — спросил его старец. «Есть». — «Тогда зачем же я тебе нужен наедине?» Тот немного растерялся, и тогда старец объяснил ему: «Вот послушай. Разве, когда ты заболеваешь, ты сразу идешь на обследование к профессору? Разве ты не идешь сначала к местному врачу, чтобы он посмотрел, на что ты жалуешься, изучил твою историю болезни? Только в случае если он не может тебя вылечить, ты делаешь дальнейшие шаги. Ты обсудил свою проблему с духовником и не получил исцеления?» Тогда Христос понял, что он должен делать, и не стал продолжать. Затем Христос сказал: «Геронда, вот у нас в городе не много возможностей для духовной жизни, для бесед». Старец ответил: «Это вы их не находите. А не то что их нет. Если бы вы были наркоманами где-то в незнакомой стране и пришло бы время для принятия дозы, то в течение одного дня вы бы разыскали все точки продажи наркотиков. Почему же вы не делаете то же самое ради духовных интересов? У вас нет рвения к духовной жизни, поэтому вы и не ищете ее. Духовные интересы и возможности существуют везде, только нужно поискать их».

     

     

     

     

     

     

     

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий