• Победитель VIII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

    08.12.2013

    3 декабря 2013 года в ходе итогового заседания Конкурсной комиссии финального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» были определены лауреаты и призеры в номинациях, а также обладатели поощрительных премий. Заседание возглавили Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и советник Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе на общественных началах Марина Белогубова.

    Лауреатом ежегодного конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2013 г. была признана Ангелина Николаевна Скворцова, зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель Основ православной культуры МОБУ СОШ № 5 города Таганрога Ростовской области. А.Н. Скворцова представила разработанную программу«Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе».

    Мы побеседовали с победительницей конкурса Ангелиной Скворцовой.

    – Ваша работа победила во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Расскажите о ней, ее содержании, целях. Как проходила работа над конкурсным проектом? Кто, быть может, помогал Вам?

    – Работа, победившая в конкурсе, не может называться только моей – это многолетняя работа целого коллектива педагогов школы № 5 г. Таганрога, директором которой является Миргородская Елена Васильевна, а духовным наставником – протоиерей Алексей Лысиков, благочинный Таганрогского округа. Безусловно, этой победы могло бы и не случиться, если бы не было многолетнего сотрудничества нашей школы с Отделом религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии. Хотелось бы особо сказать о роли Отдела в методической подготовке учителей Основ православной культуры нашей области. Семинары, мастер-классы, конференции, чтения, организованные Отделом, дали импульс для продуктивной деятельности педагогов всей области, в том числе и нашей школы.

    Должна сказать, что с 2006 года школа была областной экспериментальной площадкой по проблеме «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников». Опыт работы школы был обобщен мною и представлен на конкурс. Но прежде конкура он был предъявлен педагогической общественности города и области и получил высокую оценку.

    Программа, представленная на конкурс, отвечает на вопрос: как сформировать коллектив единомышленников в условиях общеобразовательной школы для работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Новизна разработанной программы заключается в её системности: в ней освещена не только образовательная деятельность, но и методическая: работа как с учащимися, так и с педагогами. В ней представлен и обоснован вариант учебного плана с непрерывной образовательной линией «Духовная культура», что явилось результатом многолетних поисков и опыта всего коллектива. Но главное, широко освещена воспитательная работа, какой она может быть в общеобразовательной православно-ориентированной школе. В конкурсных материалах можно найти и результаты деятельности педагогического коллектива. Разработка была сопровождена электронным приложением, где можно было увидеть живые, неподготовленные интервью с учениками, в которых обнаруживаются сформированная жизненная позиция, ценностные ориентации. Также были представлены печатные приложения: одна из программ спецкурсов и одна из программ работы с педагогами, а также некоторые публикации, подтверждающие продуктивность того направления работы школы, которое в течение 10 лет я курировала.

    – Ангелина Николаевна, расскажите, пожалуйста, о себе, своей педагогической деятельности, своих достижениях.

    – Я работаю в общеобразовательной школе 29 лет, по образованию филолог, но все учебные предметы, которые преподаю(а это русский язык, литература, Основы православной культуры), для меня неразделимы: это как бы грани одного главного предмета, который можно назвать так: любовь к Отечеству. Но своих учеников я люблю больше, чем любой предмет, и мне кажется, что эта любовь взаимна. Вы спрашиваете о моих достижениях, но главное достижение учителя – его ученики. Ученики, которые становятся хорошими, честными людьми, достойными гражданами своего Отечества. Людьми, для которых слова «духовная культура», «нравственные идеалы», «совесть», «вера», «Бог» – не пустой звук.

    Ориентиром в профессии для меня является отечественная педагогика. Вслед за Н.И. Пироговым я люблю повторять, что«главная наука в школе – это наука быть человеком». Считаю, что воспитание в школе имеет приоритетное значение перед обучением, хотя без обучения, безусловно, оно обойтись не может. Поэтому курирую в школе и это направление: я являюсь также заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

    Ещё одним важным направлением в деятельности считаю профессиональную поддержку коллег. Мой принцип: чему научилась сама, тому научи молодых учителей. И я по мере сил стараюсь это делать: провожу семинары, мастер-классы, педагогические чтения, помогаю в разработке уроков, публикую свои разработки в методических журналах и сборниках. Я являюсь руководителем областного методического объединения учителей Основ православной культуры. В течение трёх лет сотрудничала с факультетом переподготовки кадров Таганрогского пединститута: читала педагогам, да и студентам тоже лекции, проводила практикумы по методике преподавания ОПК.

    А из наград самая дорогая – медаль Св. Димитрия Ростовского «За утверждение Святого Православия на Дону», которую мне вручил в 2011 году епископ (ныне – митрополит) Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

    – Что лично для Вас значит участие и победа в конкурсе такого масштаба и направленности?

    – В конкурсе «За нравственный подвиг учителя» я участвую не первый год, безусловно, с разными разработками. В прошлом году, получив первые места в области и регионе, я стала финалистом, а в этом году – такая неожиданная победа. Конечно, я радуюсь, и вместе со мной радуются мои друзья и коллеги: наш опыт признан, он востребован, значит, всё, что мы делали, не напрасно.

    С 2003 г. школа № 5 г. Таганрога является областной пилотной площадкой по апробации предмета «Основы православной культуры». Кроме того в учебный план введены такие спецкурсы, как «Духовная культура Древней Руси», «Церковнославянский язык», «Личность в русской истории» (исторические деятели, канонизированные в лике святых), «История русской философской мысли». Программы спецкурсов разработаны учителями школы, некоторые имеют гриф Минобразования Ростовской области.

    С 2010 года школа является ресурсным центром для всех образовательных учреждений города, участвующих в эксперименте по внедрению нового курса: «Основы религиозных культур и светской этики». Свой опыт педагоги школы представляют в мастер-классах, открытых уроках, на семинарах, конференциях, публикуют в методических журналах, в Интернет.

    Педагоги школы – дипломанты регионального и межрегионального этапов Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2009-2011 гг.

    Автор — Наталья Клюева, сайт Ростовской-на-Дону епархии.

     

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий