• Иоанн Домовский. От жизни к житию

    23.09.2021

    27 сентября приглашаем на лекцию протоиерея Алексея Лысикова о ростовском подвижнике протоиерее Иоанне Домовском. Эта встреча открывает новый учебный год школы православного вероучения. Вход свободный!

    Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1844 г. в селе Покровском Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865 г.), он уже через год был рукоположен во пресвитера и 30 августа 1866 г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.
    Отец Иоанн занимал в Екатеринославской епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875 г.), член цензурного отделения (1875-89 гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882 г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898 гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского. Отец Иоанн на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. С 1883 г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886 г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом.

    15 сентября 1896 г. о. Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.

     

    Великой любовью пользовался он в причте и в народе – за его «доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», — так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон: «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».

    В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899 г. В 1914 г. за заслуги перед православным Отечеством батюшка был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и, вскоре, св. Анны 2-й степени. В 1916 году о.Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, его территория находится в черте г.Ростова-на-Дону).



    История пастырского и духовного подвига о.Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери, которую ростовчане назвали «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова), «в 1916 г. о.Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней о.Иоанн проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском совете и помощи.

    В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».

    Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.



    Умер о.Иоанн в 1930 году и был похоронен при бывшем Софийском храме; а впоследствии прах его был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, — что и исполнилось.

    В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о.Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.

    После смерти о. Иоанна к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужители Ростова-на-Дону регулярно служили панихиду.

    В настоящее время народное почитание о. Иоанна не только не ослабло, но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собираются сведения о чудесах и исцелениях, совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле.


    7 сентября 2021 года Главой Донской митрополии митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием на могиле ростовского подвижника благочестия протоиерея Иоанна Алексеевича Домовского была совершена панихида в присутствии родственников покойного. В богослужении молитвенно приняли участие викарий Ростовской-на-Дону епархии епископ Таганрогский Артемий, члены комиссии по канонизации святых Ростовской-на-Дону епархии, духовенство и многочисленные паломники.

    9 сентября во исполнение воли почившего и просьбы родственников, честные останки праведника были возвращены в церковную ограду и отныне покоятся при Александринском храме города Ростова-на-Дону.

    На армянском кладбище близ храма Сурб Карапет, где изначально был захоронен протоиерей Иоанн Домовский, викарием Ростовской епархии епископом Таганрогским Артемием была совершена заупокойная лития, после чего состоялся перенос честных останков с городского кладбища под своды Александринского храма. На подворье храма под всеобщее пение тропаря Пасхе Христовой гроб с почившим праведником встретил Глава Донской митрополии. Владыка митрополит, обратившись к собравшимся, в своем слове отметил: «Мы не случайно поем с вами тропарь Пасхе Христовой, потому что перед своей смертью отец Иоанн пророчески произнес, что он не будет встречать Пасху земную, но встретит Пасху небесную. Поэтому, когда открывали его честные останки, у него в руках нашли яйцо – символ пасхальной радости. Эта радость заключается в единении человека с Богом».

    Далее при стечении большого числа духовенства и паломников в Александринском храме, где был установлен гроб, предназначенный для дальнейшего погребения останков подвижника, митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием была совершена панихида по усопшему.

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий