• Проблемные отношения: о манипуляциях, созависимостях и подменах

    23.11.2017

    В Православном духовно-просветительском Центре семьи и молодёжи прошла очередная лекция кандидата психологических наук, практикующего психолога Дарьи Халаджиевой. Тема беседы — «Проблемные отношения в Церкви и семье (о созависимостях, манипуляциях и подменах)» — стала логическим продолжением предыдущей лекции «Психологические ловушки и проблемы на пути воцерковления».

     

    Начиная лекцию, психолог заметила:

     

    — Придя к вере, мы жаждем моментального преображения. Но, тем не менее, в новую жизнь мы приносим из светской жизни старые проблемы. И в Церкви мы встречаемся с такими же людьми, как и мы сами. Поэтому всё то, от чего мы хотим убежать в миру, мы встречаем и в Церкви. Более того, здесь встречаются и свои ловушки, потому что человек, с одной стороны, существо очень умное, а с другой — у него заложена функция манипулятора.

     

    Прежде всего Дарья Семёновна постаралась объяснить собравшимся, какой смысл психологи вкладывают в термин «манипуляция»:

     

    — В психологическом словаре встречается следующее определение: «Манипуляция — это вид социального взаимодействия, при котором цель взаимодействия бывает сокрыта», то есть когда мы, общаясь с человеком, хотим добиться своей цели не прямым способом, а, что называется, исподволь. С манипуляциями мы так или иначе постоянно сталкиваемся. И степени градации манипуляции могут быть разные. И тут возникает вопрос: когда манипуляции из безобидных превращаются в прямое зло для нас? — сказала лектор и предложила рассмотреть, с какими видами манипулятивного влияния мы сталкиваемся в своей жизни а также, какими типами мы тоже, возможно, пользуемся сами того не подозревая.

     

    Один из самых распространённых манипулятивных приёмов — это ложь.

     

    — Мы как люди православные, понимаем, что ложь является греховным проявлением, тут объяснять не надо. Что самое опасное в ней с точки зрения психологии? Когда мы сталкиваемся с ложью на протяжении какого-то отрезка времени, то начинают колебаться сами основы понимания того, где мы имеем дело с правдой, а где полуправда или совсем не правда. И человек попадает в такую «шизофреноподобную» ситуацию, когда, с одной стороны, мы хотим верить, особенно когда нам лгут близкие люди, а с другой стороны, мы можем чувствовать, что что-то здесь не так. По сути дела, мы каждый раз сталкиваемся с ситуацией выбора: «Кто прав? Я или другой?» А если это ещё и попадает на наши психологические особенности, то ситуация становится просто нездоровой.

     

    У лжи тоже могут быть градации. Например, приём, который часто используется в СМИ, — обман путём умолчания. Это когда мы получаем какую-то достоверную информацию, но при этом часть информации умалчивается. И тоже получается специфическое воздействие, потому что вы понимаете, что вроде бы всё правда, а раскрыть такую полуправду иногда даже сложнее, чем ложь. И получается, что так можно нашим сознанием манипулировать, достаточно иногда вбрасывать в СМИ такую искаженную информацию, чтобы через какое-то время у нас сформировалось определённое представление о чем бы то ни было.

     

    Следующий интересный приём, которым могут пользоваться манипуляторы, — отрицание. К примеру: «Даже если вы меня поймали на воровстве, это не то, что вы видите. Ничего не было. Вы неправильно интерпретируете». Человек, который использует такой прием манипуляции, должен обладать достаточной верой в то, что он говорит. Это тоже такой специфический личностный тип, когда, глядя в глаза, человек может утверждать, что этого не было.

     

    Ещё один приём — рационализация — когда человека ловят с поличным, а он начинает оправдывать своё поведение, объясняя, что сделал это из лучших побуждений.

    Близкий к этому приём — минимизация, когда манипулятор приуменьшает зло, причинённое им.

    Сюда же можно отнести избирательное невнимание или избирательное внимание, когда манипулятор отказывается замечать что-либо, что может расстроить его планы, переводя внимание на что-то другое.

    Отвлечение — когда не дается ответ на ваш вопрос, который неудобен собеседнику, а вместо этого разговор переводится на другую тему. Такое можно часто встретить у политиков, когда, например, на вопрос, почему такие маленькие зарплаты, начинают очень подробно говорить: «Ну вы же понимаете, в нашей стране кризис…» или «А посмотрите, какие у нас плохие дороги…» — и ты уже начинаешь думать, что твой вопрос совершенно неуместен, что это такая мелочь по сравнению с глобальными мировыми проблемами. А всё потому, что твоё внимание умело переключили на другое.

     

    Далее Дарья Халаджиева рассказала о эмоциональных манипулятивных приемах, в которых манипулятор начинает давить на какие-либо чувства.

     

    Самый яркий из них — манипуляция виной. Для этого не обязательно говорится прямо: «Ты виноват». Можно и иными способами давать понять: «Ты плохой муж.., ты плохой отец.., ты плохая жена.., ты не настоящая православная…» И в конечном итоге жертва манипуляций начинает думать, что во всех неприятностях, которые происходят вокруг него, виноват исключительно он…

     

    Рядом с этим стоит близкий приём «пристыживание». К сожалению, в нашей культуре это встречается повсеместно, начиная с детских садов, школ, институтов и даже в Церкви. Пользуясь этой тактикой, манипулятор пытается увеличить в жертве страх и неуверенность в себе, чтобы, чувствуя себя малозначительным, человек легче подчинялся. Причем приемы могут быть не только вербальными. «Талантливый» манипулятор может добиться желаемого и выражением лица, и тоном, с каким он говорит, казалось бы, нейтральные вещи, и даже выразительным молчанием.

     

    Ещё один вид манипуляций — игра в жертву. Манипулятор изображает из себя жертву обстоятельств, пытаясь достичь желаемого. Это на самом деле часто беда не только окружающих, но и самого манипулятора. Потому что игра в жертву не возникает на пустом месте. Вполне возможно, что когда человек постоянно сталкивается с тем, что он находится в позиции обвиняемого, он начинает искать в любой ситуации «вторичную выгоду». И оказывается, что быть в роли жертвы не так плохо, потому что можно поменяться местами с теми, кто нас виноватил, виноватя их, например, своим здоровьем или положением дел. Чего хотят жертвы? Сочувствия, переживания, и, возможно, прекращения агрессивного поведения по отношению к ним. И часто это связано с психосаматизацией, когда манипулятор не притворяется больным, а на самом деле может «загнать» себя в какую-нибудь болезнь. Например, иногда ребёнок начинает болеть, потому что для него это единственный способ сказать «нет» на всё то, что происходит в семье. К сожалению, когда этот ребёнок вырастает, он продолжает пользоваться таким приёмом и дальше. Допустим, уже в супружеских отношениях вместо того, чтобы сказать, что мне это не нравится, человек начинает заболевать только потому, что он не может сказать «нет», и ему легче заболеть, чем сказать, о том, что его беспокоит.

     

    А такой приём, как агрессивное реагирование особенно действует на людей с тонкой душевной организацией. Здесь манипулятор использует гнев, крик или грубость, чтобы шокировать жертву и таким образом вывести из игры, чтобы вы даже забыли, зачем приходили и больше не задавали неудобных для него вопросов.

     

    Подводя итог сказанному, лектор подчеркнула, что задача сознательных манипуляторов — внушить вам, что только его мир, каким он его описывает, имеет право на существование, а то, что вы думаете — неправда.

     

    — Почему в таких отношениях (манипулятор — жертва) опасно долго находиться? Потому что человек начинает терять контакт с собой, он не слышит себя и всё время оказывается в ситуации «наверно, я брежу или мир сошел с ума».

     

    На вопрос из зала, как же не стать жертвой манипулятора, Дарья Семёновна ответила, что, прежде всего, надо взять паузу. Часто манипуляция направлена как раз на то, чтобы у вас не было времени прийти в себя. Классический пример: вы приходите в магазин и на вас тут же выливается масса информации о скидках, товарах, так, что нет времени подумать: » А нужны ли мне две пары обуви по цене одной, когда я вообще пришла за перчатками?» Поэтому первое, что надо сделать в таких ситуациях, это сказать себе «стоп».

     

    Причем о том, что полезно иногда брать паузу, мы и сами часто интуитивно догадываемся. И тут возникает интересный момент, почему мы боимся её взять. При всем при том, что у нас могут быть очень высокие моральные ценности и мы стараемся приблизиться к идеалу образа христианина, в нас живет множество страстей, что делает нас уязвимыми для манипуляторов. И мы должны научиться понимать, где нами движет, например, уязвлённая гордыня или тщеславие. И тут надо уметь себе сказать: «Да, возможно, я что-то не понимаю, возможно, я не такой умный, как хотел бы оказаться в этой ситуации. И что? Я имею право на то, чтобы подумать, на то, чтобы воспринять эту информацию более полно». А очень часто манипуляторы как раз задают свой собственный темп. Поэтому и бывает необходимо взять паузу и попытаться «вернуться к себе», осмыслить, что же со мной происходит, на какие мои «болевые точки» сейчас пытаются надавить. То ли на жадность (сэкономишь, воспользовавшись скидками), то ли на страх показаться глупым или страх, что о нас плохо подумают…

     

    На следующий вопрос, осознанно или не осознанно человек пользуется манипулятивными приёмами, Дарья Халаджиева ответила, что, если речь идёт о осознанной манипуляции, то мы сталкиваемся со специфическим типом личности, которого мы называем манипулятором. С другой стороны, человек может манипулировать неосознанно. Например, при «игре в жертву» манипуляция может долго не осознаваться — человек искренне верит, что это действительно так. А, например, придя на психотерапию, он начинает понимать, что часто в жизни пользуется такими приёмами. Но, к сожалению, бывает, что и осознав, человек не может от этого отказаться. Потому что, чтобы перестать манипулировать, должны появиться новые способы поведения, а если они не наработаны, то мы скатываемся на привычные рельсы. Поэтому, когда мы говорим о методах профилактики манипулятивного поведения, важно понять, что за всем этим стоят свои определённые проблемы и страдание.

     

    Собравшиеся очень заинтересованно слушали лекцию, многие узнавали ситуации и проблемы, с которыми они также сталкивались в своей жизни (и на работе, и в семье, и даже в Церкви). Разобрав с участниками занятия на очень точных и ярких примерах, как человек становится жертвой таких приёмов, какие наши особенности характера и психики делают нас более уязвимыми, психолог вместе с залом постаралась найти выходы из подобных сценариев и выработать приемы противодействия манипуляторам.

     

    Лекция длилась более двух часов, но даже по её окончании многие не хотели расходиться, настолько интересной она оказалась. Дарья Халаджиева обещала, что продолжит подобные встречи в Центре семьи и молодёжи.

     

    Светлана Григоришина

     

     

     

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий