• Православная психология: возможности, специфика и уникальность

    22.05.2017

    В последнее время в православной среде отмечается все более возрастающий интерес к психологии. И это закономерно. Ведь многие верующие через какое-то время начинают замечать, что, вот, ходят они более-менее регулярно на исповедь, «чистят» свою душу, а некоторые грехи никуда не уходят, а иные проблемы не разрешаются. Понятно, что изначальная природа человека несовершенна, и мы можем  каяться в одном и том же до конца своих дней. Но всё же иногда можно услышать от  священника: «А это уже вопрос не к духовнику, а к психологу».  И хорошо, если вам посчастливится найти такого психолога, а ещё лучше, если специалист будет тоже православным.

    О том, что такое православная психология, как узнать, можно ли доверится тому или иному «врачевателю душ» и о многом другом говорилось на лекции кандидата психологических наук, практикующего психолога Дарьи Семёновны Халаджиевой «Православная психология: возможности, ограничения, перспективы», которая состоялась 13 мая в Православном духовно-просветительском Центре семьи и молодёжи. 

    Прежде всего Дарья Семеновна постаралась дать определение православной психологии и  объяснить слушателям, что она представляет собой сегодня:  «Православная психология как направление практической психологии возникла относительно недавно – в 90-е годы ХХ века в нашей стране, однако, предпосылки для ее возникновения появились гораздо раньше – как в самой России, так и за рубежом. В настоящее время под православной психологией понимается направление психологии, которое основано на христианской антропологической методологии, христианском понимании человека».

    Далее присутствующие узнали, в чём специфика христианской психологии, её уникальность и ограничения. Также была затронута тема мифов и предубеждений против психологии, иногда бытующих в православной среде.

    - Некоторые люди заявляют, что раз причащаются, исповедуются, у них есть Таинства Церкви, то и другого им не надо, а вся психология – от лукавого. Но мне кажется, что подобные заявления, скорее свидетельствуют о «гордыньке» человека, который уверен, что раз он пришёл в Церковь, его это место автоматически  «освящает». 

    Да, Таинства Церкви могут преобразовывать нашу природу. Но для того, чтобы принять эти таинства в полноте, иногда нужна помощь психолога – чтобы прийти к настоящей исповеди, увидеть истинные мотивы тех или иных поступков, научиться не врать самому себе, искренне довериться другому человеку и во многом другом.

    В качестве примера лектор привела следующую ситуацию: человек недавно пришёл в Церковь, он с рвением неофита старается полностью измениться, отсечь от себя всё, что, по его мнению, не пускает его к «святости»,  но вместе с тем он может «выплеснуть с водой и ребёнка», избавляясь от того, что является частью его личности. Изменение и преображение себя – процесс тонкий и деликатный, и у каждого – свой путь. И если обратиться к житиям святых, то можно увидеть, что они жили не под копирку, каждый пришёл ко спасению своим путём. Можно предположить, что наш путь ко спасению во многом индивидуален и уникален, связан с нашими личностными особенностями. Другой вопрос, что тут есть много разных нюансов. Грамотное, сбалансированное соотнесение земного и небесного помогает продвижению по пути внутреннего преображения, по которому идёт православный человек.

    Тема, затронутая Дарьей Халаджиевой в лекции, была настольно интересна слушателям, что монолог плавно перетёк в диалог с вопросами и ответами. Вот лишь некоторые из них.

    Прежде всего слушатели хотели понять: как не ошибиться в выборе специалиста, чтобы вред от встречи с таким психологом не превысил предполагаемую пользу от терапии.

    - На мой взгляд, – ответила Дарья Семёновна, – в современной практической психологии стало проблемой, что из-за отсутствия онтологической опоры стали появляться  псевдошаманские, псевдоязыческие и иные течения. И человеку надо самому анализировать и понимать, с чем он имеет дело, и вовремя говорить «нет» таким «психологам» или каким-то их  сомнительным методам.

    Тут нужно говорить и о личной ответственности клиента. Мы часто находимся на позиции, что мне все должны: психолог должен, священник должен, Церковь должна...  А что должен сам человек?  Ему же надо самому быть ответственным за свою жизнь, он же не безвольное существо.  Если ты приходишь к специалисту и видишь, что он дает что-то такое, что тебе не нравится, то можно смело сказать: «Спасибо за ваше потраченное время», – и уйти. 

    Ещё хотелось бы добавить, что в психологии надо находить то, что вам созвучно.  Тут даже надо учитывать темперамент психолога, потому что бывает, что он – прекрасный профессионал, но не подходит клиенту по темпоритму: вы медлительный, а он - более быстрый, и вам кажется, что он как бы вас подталкивает, и вам это не нравится... тут просто надо найти более «медленного» психолога и всё будет прекрасно.

    - Как вы относитесь к популистской литературе типа «Психология для «чайников», которая в последнее время наводнила полки книжных магазинов?

    - Сейчас стало много издаваться различных книг по психологии, рассчитанных на широкий круг читателей. В них даются различные рецепты, которые создают иллюзию, что, следуя им, можно решить свои психологические проблемы.  Но наша психика – не поваренная книга, и так просто это не делается. Я не говорю, что человек не может решать свои проблемы сам, иногда он лучше это сделает, чем любой специалист, но профессиональный психолог помогает взглянуть на проблему с другой стороны и найти выход из сложившейся ситуации.  Когда мы попадаем в тупик, то видим проблему только в одной проекции. А хороший психолог помогает увидеть весь объем, он как бы говорит: «То, что ты сейчас видишь, это лишь одна проекция, а есть ещё множество вариантов, которые могут вывести тебя из тупика. Не надо себя ограничивать, выбирай». Психолог выступает таким объемным зеркалом для своего клиента, он следует за ним, помогая увидеть разные грани себя.

    - Какая разница между практической православной и светской психологией?

    - Прежде всего в том, что православная психология базируется на теистической картине мира, где присутствие Бога является определяющим. Как говорят московские психологи Борис Сергеевич Братусь  и Фёдор Ефимович Василюк, «в светской терапии поле взаимодействия – диада: терапевт-пациент, и все происходит внутри нее, а в православной терапии взаимодействие построено не на диаде, а на триаде, где взаимоотношения терапевта и пациента опосредованы отношением к Богу».

    В завершение встречи Дарья Семеновна отметила, что христианско ориентированная психология пока ещё находится на этапе становления, и очень хочется, чтобы она состоялась как полноценная научная и практическая дисциплина.

    Светлана Григоришина.

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий