• Всецерковное прославление святого Павла Таганрогского: Вопросы и задачи

    17.11.2015Алексей Лысиков, прот.

    В Ростовской-на-Дону епархии полным ходом идет работа по подготовке к всецерковному прославлению святого блаженного Павла Таганрогского. О том, что предстоит еще сделать комиссии по канонизации святых Донской митрополии и какие вопросы приходится ей решать в процессе подготовки столь значимого события, нам рассказал благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков.

    Вопросы и задачи по всецерковной канонизации старца Павла Таганрогского были поставлены перед нами митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. Действительно, необходимость всецерковного прославления святого давно назрела, но, к сожалению, эта тема после прославления старца Павла в лике местночтимых святых в 1999 году долгое время не развивалась. Когда велась подготовка к той канонизации, комиссией была проведена очень большая работа и использованы все возможные варианты сбора информации. Но теперь речь идет о всецерковном прославлении, и это обязывает нас не допустить каких-либо искажений личности старца Павла, его духовного опыта, потому что после всецерковного прославления образ праведника, его путь богопознания и смысл духовного подвига будут запечатлены во всей полноте, и уже невозможна будет никакая ревизия. Следовательно, мы должны скрупулезно и внимательно по- дойти ко всем данным и исправить все неточности и ошибки, допущенные при составлении жизнеописания святого Павла Таганрогского ранее, если таковые вдруг обнаружатся.

    В настоящее время в распоряжении комиссии появились новые архивные документы и записи свидетельств людей, лично знавших старицу Марию Величко и последователей святого праведного Павла, живших на подворье кельи по адресу: г. Таганрог, пер. Тургеневский, 82.

    В силу вновь открывшихся обстоятельств необходимо исследовать ныне существующие жизнеописания старца Павла и дать им богословскую оценку, т.к. в большинстве случаев в такие жития, в особенности выпущенные «самиздатовским» способом, составителями были включены идеи, искажающие как образ подвижника благочестия, так и самой Церкви. К примеру, книга «Сын человеческий» содержит много еретических высказываний.

    Комиссией ведется работа над текстами агиографии святого, особенно пристальное внимание уделено книге «Старец Павел Таганрогский. Жизнь и подвиги в Бозе почившего прозорливого старца-подвижника Павла Павловича Таганрогского, описанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цурютиной, на основании сказаний о нём лиц, живших с ним и знавших его». Книга составлена в октябре 1910 г. По мнению Комиссии, данное издание носит несколько фольклорный характер, при этом реальный образ святого, его духовная жизнь и опыт богопознания отражены на втором плане, основное же место уделено бытовой стороне жизни общины, что делает книгу в душеполезном плане малоназидательной.

    Помимо этого, необходимо провести основательную работу по составлению службы и акафиста святому праведному Павлу Таганрогскому. В настоящее время Комиссии известно 4 варианта акафиста и 2 варианта канона, но все они в определённой степени далеки от традиций церковной гимнографии. Единственными благословлёнными и утверждёнными текстами являются тропарь, кондак, величание и молитва святому блаженному Павлу Таганрогскому. В своё время архиепископом Пантелеимоном (на тот момент правящим Ростовской-на-Дону епархией архиереем) для келейного чтения был утверждён текст канона святому блаженному Павлу, в основу которого положен общий канон блаженным. Однако ввиду постановки вопроса о прославлении святого Павла Таганрогского как праведного и этот богослужебный текст утрачивает свою актуальность.

    Члены комиссии по канонизации святых Донской митрополии провели консультации и совещания с сотрудниками Синодальной комиссии, в ходе которых коллегиально был сделан вывод, что свято- го Павла Таганрогского при всецерковном прославлении необходимо почитать в лике праведных.

    Согласно православному преданию, блаженными или юродивыми называются подвижники, искусно ими- тирующие безумие или имеющие недостатки телесные, но наделенные Господом особыми дарами прозорливости, духовного рассуждения. В первом случае блаженный старательно скрывает следы разумности, прячет свою предыдущую биографию, может провоцировать непонимание или поношение (в том числе сквернословием, пренебрежением к церковному чину). Во втором случае сам телесный недостаток является крестом подвижника.

    Святого Павла Стожкова трудно назвать юродивым или блаженным в классическом смысле. Он не был больным, обладал ясным умом и не имитировал безумие. Если многие юродивые (блаженный Андрей, блаженная Евфросиния Колюпановская, Афанасий Сайко) скрывали свое образование, то «опрощение» старца было естественным, судя по его собственным воспоминаниям, дворянский мир был ему чужд изначально.

    Можно представить юродивого, имеющего ученика (например, Епифаний - ученик блаженного Андрея), но трудно представить юродивого, организовавшего монастырь (с требованием беспрекословного послушания). Между тем община старца Павла – типичный монастырь в миру. Пройдет меньше столетия и подобные общины возникнут в Москве и Киеве, Харькове и Самарканде. Подобный путь назовут «монастырем в миру» (протоиерей Валентин Свенцицкий), «белым иночеством» (архиепископ Иоанн Шаховской), «покаяльно-богослужебной семьей» (священномученик Сергий Мечев). Можно сказать, что служение старца Павла было пророческим – он восстановил забытые старые формы христианской жизни.

    Таганрогский старец не только не провоцировал поношения, но и обижался, когда его называли раскольником или сектантом. В подобных случаях он раздражался: будь он юродивым подобное поношение, напротив, было бы желанным.

    О том, как сам старец относился к юродству, очень хорошо свидетельствует отрывок из его жизнеописания: «В одно время пришел к старцу Павлу один Христа ради юродивый по имени Яков. А нужно заметить, что старец очень не любил тех, которые много о себе думали, по пословице, «высоко летали, низко падали». Придут, бывало, к нему странники в рубищах, босые и без шапки, старец выйдет к ним с палкою, очень сердитый, и начнет своим строгим громким голосом обличать их лицемерие, голос его при этом дрожал, и он, стуча палкою о землю, говорил: «Обуйся, да оденься, да шапку надень. Богу можно угодить и без такого юродства, ибо юродство — мудрое дело, а подвиг этот редко кто исполнит истинно»».

    Таким образом, Павла Стожкова скорее можно назвать юродствующим старцем. Элементы юродства в своей практике использовали многие подвижники, которых нельзя назвать юродивыми в полном смысле слова, например, преподобный Нектарий Оптинский. Поэтому чином святости, соответствующим подвигу старца Павла, может считаться «святой праведный» – святой, мирянин, прославленный подвигами и чудесами, особо почитаемый народом Божиим. Сейчас разрабатывается канон написания двух вариантов икон святого праведного Павла Таганрогского, где в од- ном случае святой написан со свечами в руках, во втором – с просфорой, что, по мнению членов Комиссии, более со- ответствует образу праведного Павла, т.к. он постоянно подчёркивал необходимость участия в Святой Евхаристии и литургической жизни как в важнейшем проявлении духовной общности православных христиан.

    Помимо этого, ведётся работа по исторической реконструкции кельи старца Павла, где прошли последние годы его жизни. Членами искусствоведческой комиссии проводится и большая работа по возвращению святынь, которые когда-то хранились в келье святого старца Павла Таганрогского. В результате только за последний год удалось сделать немало важных открытий.

    Обретена подлинная лавка блаженного, служившая ему вместо ложа. По свидетельствам людей, которые были вхожи в келью старца в начале ХХ века, там стояли две такие лавки. Одна находилась во внутренней келье, где жил старец, а другая – в комнате, где он принимал посетителей. Осталась даже фотография одной из этих лавок. К сожалению, одна из них была утрачена, зато вторая сохранилась. Как оказалось, она бережно хранилась ученицами старицы Марии, одна из которых, Серафима, жившая на подворье старца до 1995 года, перед смертью завещала верующим людям отдать эту лавку в келью старца Павла, когда в ней начнётся восстановление. После реставрации эта лавка выставлена в келье старца Павла и доступна для посетителей. Благодаря дореволюционным фотографиям кельи хорошего качества, которые оказались в распоряжении комиссии по канонизации святых, удалось найти и другую мебель, стоявшую в доме старца при его жизни. А на чердаке, в укромном месте, были обнаружены деревянные ложки, которые, предположительно, старец Павел заказывал в Соловецком монастыре (об этом даже можно прочитать в житии старца в эпизоде про его духовных дочерей Гликерию и Лукию).

    Искусствоведческая комиссия и комиссия по канонизации святых Донской митрополии в течение года тщательно исследовали святыни, находящиеся в келье старца. Итогом этих работ стала находка трех икон, которые принадлежали святому. На каждой из них есть надпись, подтверждающая это. В частности, на иконе святых Антония и Феодосия Печерских на писано: «Сия икона сооружена рабом Павлом в 1820 году». На второй иконе, Спасителя с предстоящими, среди которых изображены святые Зосима и Савватий Соловецкие (как известно, старец Павел, покинув в 25 лет родительский дом, около 30 лет ходил по святым местам, не раз посещая Соловецкий монастырь, откуда, по-видимому, и принес эту икону), сохранилась надпись: «Поновлино рабом Божиим Павлом сия икона в 1852 году апреля 1». Третья – икона святого Николая Чудотворца – тоже имеет надпись: «Сия икона писана в 1848 году апреля 10-го дня от раба Павла».

    Еще на двух иконах, на обратной стороне, были обнаружены уникальные надписи, свидетельствующие, что они были освящены в 1890 году в городе Кронштадте известным подвижником конца XIX и начала ХХ века святым праведным Иоанном Кронштадтским. На обратной стороне Казанской иконы Божией Матери в верхнем углу написано: «В келию Павла Павловича», а внизу можно прочесть: «Освящена Икона отцом Иоанном Кронштадт. 15 января 1890 года». А на другой иконе, изображающей святую равноапостольную Марию Магдалину, с обратной стороны читаем: «Марии Величковой. Икона сия освящена в Кронштадте отцом Иоанном. 29 июня 1890 г.». И чуть ниже: «На память ко дню Ангела от грешной Елисаветы Таубе». Эти иконы были привезены из Кронштадта и подарены сестрам, живущим в келье старца Павла, баронессой Е.К. Таубе, которая являлась большой почитательницей таганрогского праведника и одновременно духовным чадом святого Иоанна Кронштадтского. После кончины старца Павла она выкупила подворье, где находилась келья, и предоставила его в полную собственность послушницам старца.

    Согласно последним исследованиям комиссии по канонизации святых Донской митрополии, Иоанн Кронштадтский и Павел Таганрогский лично никогда не встречались, вопреки тому, что утверждалось ранее в некоторых источниках. Тем более, это не упоминается и в первом житийном повествовании старца – «Жизнь и подвиги в Бозе почившего прозорливого старца-подвижника Павла (Павловича) Таганрогского, описанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цурюпиной на основании сказаний о нем лиц, живущих с ним и знающих его», которое было издано в 1911 году. Думается, если бы факт встречи Иоанна Кронштадтского и Павла Таганрогского имел место, он не был бы упущен его духовными чадами при составлении жизнеописания праведного старца. Но найденные нами иконы свидетельствуют, что эти два подвижника благочестия знали друг о друге и заочно были знакомы. Также об этом говорит фотография кельи старца Павла конца XIX века, на которой виден портрет праведного Иоанна Кронштадтского, стоящий в святом уголке рядом с иконами.

    Кроме того, нами был найден уникальный артефакт – часть надмогильной гробницы святого Павла Таганрогского из его часовни. Это была красивая, выдержанная в греко-византийском стиле, каменная пятикупольная часовня, построенная на средства почитателей старца в 1914 году, с мраморными иконостасом и гробницей. К сожалению, в 1925 году новой властью она была разгромлена, а могилу святого даже пытались взорвать, чтобы уничтожить любое упоминание о старце. На гробнице было написано: «Здесь покоятся останки старца Павла Таганрогского». Часть этой надписи сохранилась. Также были найдены мраморные фрагменты разрушенного иконостаса с сохранившимся рисунком орнамента.

    В одном из храмов Ростовской-на-Дону епархии искусствоведческой комиссией были обнаружены иконы из кельи старца Павла. О том, что они раньше были в келье, можно судить по соответствующим надписям на иконах, а также по фотографиям кельи, на которых они видны. Сейчас идет большая, кропотливая работа по тщательной реставрации найденных икон и восстановлению исторического облика кельи. Благодаря дореволюционным фотографиям кельи, мы видим, что многие из икон, которые были в ней при жизни старца Павла, сохранились, и реставраторы с ними работают. Конечно, некоторые из них в плохом состоянии, но специалисты пытаются их спасти.

    Все эти обретенные святыни смогут после серьезных исследований рассказать нам много нового о старце Павле Таганрогском, тем более что за всю новейшую историю такого глубокого исследования не проводилось, а значит, у нас есть уникальная возможность собрать по крупицам все, что связано с именем святого.

    Остается добавить, что когда работы по исторической реконструкции и реставрации кельи подойдут к концу, найденные иконы, а также предметы, которые имели какое-то отношение к жизни старца Павла, будут торжественно возвращены на своё законное место и открыты для поклонения верующих. Несмотря на то, что в день прославления святого блаженного Павла в лике местночтимых святых Ростовской-на-Дону епархии было зримо явлено торжество и ликование Церкви земной и Церкви Небесной, свидетельством чего явилось радужное сияние вокруг Солнца, этот момент следует считать лишь отправной точкой в богоугодном деле всецерковного прославления святого праведного Павла Таганрогского. 

    Протоиерей Алексей Лысиков

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий