• Православный психолог в современном обществе

    13.08.2013Никулина Дарья Семеновна, к.псх.н., доцент

    На сегодняшний день наблюдается постепенный и в то же время неуклонный рост интереса со стороны общества к проблемам православной психологии. Это находит свое отражение в следующем: увеличении количества психологов, относящих себя к категории «православных психологов»; появлении специализированных сообществ (например, православные общества в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и т.д.); организации тематических конференций по вопросам соотношения психологии и православной духовной традиции; публикациях, затрагивающих соответствующую проблематику.

    При этом, как отмечают исследователи (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Л.Ф. Шеховцова и др.), православная психология как самостоятельная дисциплина находится в процессе своего становления, так как ряд вопросов – как методологического, так и практического характера – требуют своего разрешения [1, 6, 7]. Однако, несмотря на то, что православная психология находится на стадии своего определения, православные психологи уже активно разворачивают свою деятельность.

    Целью этой статьи является поиск ответов на вопросы: какими профессионально-важными качествами должен обладать православный психолог и какую роль он может выполнять в современном обществе.

    В силу существующего запроса общества в практической психологии, а также отсутствия теоретической ясности в православной психологии как научной дисциплины основной массив православных психологов – это практически-ориентированные психологи, главной целью которых является оказание психологической помощи людям.

    Так как современная практическая психология представляет собой многоплановое и во многом разнородное, а порой и не лишенное противоречий направление, то перед православными практическими психологами встает непростой вопрос выбора соответствующих методов и методик работы с людьми. Сложность имеющейся на данный момент времени ситуации порой приводит к жестким подменам, которые могут выражаться, с одной стороны, в обесценивании практической психологии в православной среде, выражающемся в постановке вопроса: «Нужен ли вообще психолог, если есть священники и святоотеческая литература?», с другой стороны, в недооценке важности осмысления основ православной психологии – христианской антропологии.

    Все это подводит к необходимости формирования требований к профес-сионально-важным и личностным качествам православного практического психолога. Определим поле его возможностей.

    Основным отличием православного психолога от какого-либо иного типа психологов является факт его веры, его соотнесенность с православной традицией. Это находит свое отражение в том, что Ф.Е. Василюк и Б.С. Братусь обозначали как «фундаментальное отличие христианской психотерапии от светской», а именно: «в светской терапии поле взаимодействия – диада: терапевт-пациент, и все происходит внутри нее» [2]. В православной (христианской) терапии «взаимодействие построено не на диаде, а на триаде, где взаимоотношения терапевта и пациента опосредованы отношением к Богу» [2]. При этом принципиально важным является тот факт, что даже в случае работы с неверующим пациентом, взаимодействие терапевта и клиента остается триадой, так как это является базовым условием христианской, а не какой-либо иной психотерапии. В этом случае неактуальным становится вопрос о возможностях православной (христианской) психотерапии (психологии) в работе с неверующими.

    Для православного психолога является очень важным знание и понимание христианской антропологии, которая раскрывает сущность человека до грехопадения, после грехопадения, человека во Христе и человека в вечности. Христианская антропология обогащает психолога объемным видением природы человека, которая совмещает в себе как греховный аспект, так и аспект Образа Божьего, дает основание человеку идти не только по пути деградации, но и стремиться к преображению и возрастанию.

    Знание христианской антропологии при этом не подменяет необходимости в профессиональной подготовке православного психолога. Он должен быть профессионалом: иметь знания в области научной психологии (разделы общей, возрастной, клинической психологии, психофизиология и т.д.), ориентироваться и уметь использовать разные методы и методики современной практической психологии и психотерапии, обладать личностно-необходимыми качествами практического психолога (высоким уровнем рефлексии, эмпатией, стремлением к саморазвитию и т.д.)[4]. При этом православный практический психолог должен обладать «двойным видением» при использовании различных методов и методик консультирования. Поясним, что это значит.

    Современная наука, будучи секуляризованной и отдаленной от религии, более не направлена на поиск окончательных причин, так как обрести их вне телеологического объяснения нельзя. Начиная с XVII в., физика, а вслед нее и все естественные, а затем и гуманитарные науки сосредоточились на непосредственных причинах тех или иных явлений [3]. Такой подход позволил ученым «оставить провидение в покое» [3]. Однако отход от поиска окончательных причин к непосредственным не дает возможности ощутить, что объяснение является завершенным, исчерпывающим. На это указывал еще Аристотель [3].

    Современная практическая психология предлагает различные причины душевных расстройств человека: тяжелое травмирующее детство, отсутствие контакта с близкими, экзистенциальные сложности и т.д. Однако при всей важности перечисленных факторов ни один из них все же не является окончательной причиной внутренних драм.

    Православный психолог в значительной степени избавляется от необходимости искать причины психологических затруднений человека, ведь их основание кроется в самой человеческой природе. Погружение в христианскую антропологию позволяет православному психологу выходить на уровень окончательных причин.

    При этом работая со своими клиентами, разбираясь с теми внутренними и внешними условиями, которые привели их к проблемной ситуации, православный психолог понимает, что пораженная грехом природа человека есть необходимое, но не всегда достаточное условие для того, чтобы развернулось то или иное душевное расстройство. Православный психолог также осознает, что его клиенты не всегда готовы встречаться с глубинными основами своих проблем, поэтому он может достаточно свободно ориентироваться в предоставлении понятных для них описаниях проблем, не уходя при этом от истинных источников душевных несчастий. Это дает ему возможность использовать разные методы и методики практической психологии, понимая их относительность и необходимость в работе с современными людьми, а также творчески и ответственно подходить к созданию новых технологий, направленных на предоставление психологической помощи. Подобный подход позволяет православным психологам не разделять направления практической психологии на правильные и неправильные, хорошие и плохие, а использовать такие измерения, как эффективные – неэффективные, отвечающие текущим задачам или нет.

    Безусловно, в этой ситуации возрастает степень ответственности самого психолога, четкости в его рабочих и личных позициях, осознанности, ясности в понимании решаемых вопросов, интеллектуальной смелости, внутреннего смирения. Развитие этих качеств не является простой и одномоментной задачей, она требует системного подходак своему решению.

    Для православного психолога важно осознавать свои место и роль в оказании психологической помощи человеку. Он не является «подружкой» своего клиента, хотя как любой человек, может испытывать разные эмоции в отношении к приходящему к нему на прием человеку (в том числе и дружеские). Безусловно, православного психолога должны отличать отсутствие осуждения другого человека, милосердие к нему и готовность встретиться с ним – по-настоящему, честно. Однако это не упраздняет необходимости трезво видеть ситуацию, в которой оказался другой человек, и иметь православный взгляд на происходящее (отсутствие осуждения человека, но неприятие греха).

    Психолог не подменяет собой священника – несмотря на внешнюю по-верхностную схожесть условий приема людей, сущности их встреч с людьми разные. Священник, прежде всего, свершитель Таинств, с помощью которых человек имеет возможность превозмочь страсти и грех, идти к своим главным целям – духовному преображению и спасению. Православный психолог – это профессионал, который создает такие условия для своего клиента, чтобы тот смог встретиться с собой, осознать разные аспекты себя, возможно, прийти к переживанию себя как «поврежденной иконы» – с одной стороны, существа, пораженного грехом, с другой, сотворенного по образу и подобию Божьему, и начать двигаться в направлении решения своих проблем.

    На наш взгляд, соответствие православного психолога представленному содержанию даст ему возможность играть важную роль в современном обществе. Имея объемное видение человеческой природы, которое обеспечивается погружением в христианскую антропологию, православный психолог способен открыто, творчески и эффективно подходить к решению разных проблем как людей воцерковленных, так и нет[5].

     

    Список использованных источников

    1. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии [Интернет-ресурс]. – http://www.reshma.nov.ru/psycology/hristianska/bratus.htm

    2. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия [Интернет-ресурс]. – http://hpsy.ru/public/x3124.htm

    3. Брук Дж. Х. Наука и религия: историческая перспектива [Текст]. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. – 352 с.

    4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия[Текст]. – М.: Академический Проект, 2010. – 464 с.

    5. Легостаева М.В. О месте православной психотерапии в преодолении невротических расстройств (заметки православного психолога)[Интернет-ресурс] – http://dusha-orthodox.ru/psihologi/legostaeva-m.v.html

    6. Слободчиков В.И. Становление человеческого в человеке – императив современного отечественного образования [Текст]. // Современная научная психология и православная духовная традиция: содержательный диалог. Научные доклады и статьи. / Отв. за выпуск митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, действ. Чл. РАО, проф. Рубцов. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2012. – 191 с. – С. 37-41.

    7. Шеховцова Л.Ф. Православная психология в России [Текст]. // Совре-менная научная психология и православная духовная традиция: содержательный диалог. Научные доклады и статьи. / Отв. за выпуск митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, действ. Чл. РАО, проф. Рубцов. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2012. – 191 с.– С. 41-50.

     

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий